Когда Шекспир назвал мир «театром», а женщин и мужчин – «актёрами», он не сказал ничего нового. В тиши библиотек можно найти целый ворох подобных высказываний. И у античных авторов (от Пифагора да Петрония), и у современных (от Пастернака до Юлия Кима). В монологе героя малоизвестной шекспировской комедии подробно разобраны все роли, которые человек вынужден играть на протяжении своей земной жизни – от роли младенца до роли покойника.
Современник Шекспира – знаменитый пират, придворный и поэт Уолтер Рэли уточняет в одном из своих стихотворений: театр жизни закрывает занавес чуть раньше – на пороге смерти. В «миг последний» человек уже не играет ни какую роль - он становится самим собой. Возможно, первый раз в сознательной жизни.
Правоту пирата косвенно подтверждает то, как меняются люди, вернувшиеся с «того света». Этот экстремальный опыт никогда не проходит бесследно. Став хотя бы на мгновение самим собой, человек перестаёт принимать жизненный спектакль за чистую монету, и не хочет возвращаться на подмостки. А если и возвращается, чувствует себя неуютно в окружении «рыцарей» с картонными мечами и многодетных «девственниц».
Скромное обаяние «плохих парней»
Профессиональный актёр всегда отдаёт себе отчёт в том, что он – не Ричард III или дядя Ваня. И зрители знают, что перед ним не датский принц, а Лоуренс Оливье или Иннокентий Смоктуновский. Всё по-честному. Но мы, старательно играя роль заботливого сына или прожженного циника, не чувствуем никакого подвоха. Я есть то, что из себя изображаю. А кто же ещё?
Мы сами не замечаем, как много у нас масок и как часто мы их меняем, чтобы избежать порицания и заслужить поощрение. Не делать этого – значит покинуть зону комфорта, стать «отморозком», маргиналом, одним из тех «плохих парней», которые притягивают хороших девушек. Потому что они – настоящие.
Парня делает «плохим» артистическая несостоятельность. Он не умеет, не может или не хочет выступать в той роли, в какой его хочет видеть семья, общество, государство.
«Возьмись за ум!»
«Как тебе не стыдно!»
«Нельзя ли повежливей?!»
«Ты что меня не любишь?»
Что, в конечном счёте, от него нужно? Сыграть роль – прикинуться озабоченным, смущенным, воспитанным, любящим. Это же так естественно – соответствовать пожеланиям окружающих! «Шоу респект», - как говорят американцы. Ну что тебе трудно, что ли? Все так делают!
Уступая этому прессингу, человек совершает ту же сделку: относительное благополучие в обмен на эрозию личности. Нам кажется, что человек меняется. На самом деле, он теряет себя.
Единственный способ измениться и не потерять себя – пережить метаморфозу и стать «новым человеком». Как это сделать? Спросите у Будды или у Иисуса Христа. Они охотно поделятся своим ноу-хау.
С уважением. Уставший Философ.