Найти тему

«Своего не упустят. Лохов разведут». Для чего на самом деле китайцы собирают Geely в Беларуси

Завод "БелДжи" в Беларуси. Фото пресс-службы Geely.
Завод "БелДжи" в Беларуси. Фото пресс-службы Geely.

Красивой оберткой назвал проект производства Geely в Беларуси известный в республике экономист Ярослав Романчук. Дескать, на самом деле китайцы преследуют совсем иные цели, нежели получение прибыли от выпуска и продажи легковушек. По его мнению, представители Поднебесной затеяли многомиллионный проект лишь для того, чтобы прибрать к рукам… завод БелАЗ. Ну и попутно решили заработать на доверчивости, а вернее – сговорчивости, белорусских партнеров. Настоящая «теория заговора».

Итак, разбираемся в аргументах, которые приводит Романчук в своем Facebook.

1.

Китайцы нигде и никогда не выступали бескорыстными благотворителями, щедрыми донорами развития других стран, будь то Африка, Азия или Европа. И нет никаких оснований считать, что Беларусь имеет какой-то особый статус и значение для китайских номенклатурно-коммерческих структур. Они ничего не делают просто так, за идею или просто по доброте душевной.

Если с формальной точки зрения коммерческий проект кажется бессмысленным, тупиковым или, как говорят сторонники Госплана, планово-убыточным, следует искать другие причины участия в нем китайцев. «Они, кажется, даже в спальню ходят с калькулятором. Своего не упустят. Лохов разведут. Свои интересы монетизируют, в том числе при помощи взяток и откатов», - пишет экономист.

Конвейер завода "БелДжи". Фото пресс-службы Geely
Конвейер завода "БелДжи". Фото пресс-службы Geely

2.

Формально низкая цена китайских кредитов, по его мнению, была лишь приманкой. Ведь кредиты были связанными. Это значит, что закупки оборудования и машин для модернизации белорусских предприятий, продажа услуг осуществлялись китайскими компаниями по ценам, которые они сами определяли. В итоге, если Романчуку удалось посчитать все издержки освоения китайских кредитов, то ставка выходила уже немаленькой - 40-60%. И это под госгарантии! При этом по-настоящему частных прямых китайских инвестиций практически нет.

3.

Судя по ходу реализации проекта «БелДжи» в Борисовском районе Беларуси, китайцев не особо беспокоят объемы продаж, сроки окупаемости и прибыль, отмечает Романчук. «Им не нужен завод в Беларуси, чтобы осуществить экспансию на российском рынке, - для этого они строят новые заводы в самой России», а о Европе тем более речь не идет. Ведь Беларусь до сих пор не вступила в ВТО и не имеет самых базовых соглашений с ЕС по снятию торговых барьеров. «Значит, есть другая повестка дня, скрытая от глаз населения и даже большинства полисимейкеров», - уверен экономист.

Линия сварки на заводе "БелДжи". Фото пресс-службы Geely
Линия сварки на заводе "БелДжи". Фото пресс-службы Geely

4.

Что такое ценное, уникальное нужно китайцам в Беларуси, что они не могут получить нигде в мире? – задает вопрос Романчук. И сам отвечает: «Китайцы никак не могут сделать аналог нашего большегрузного самосвала, тем более произвести такой же качественный продукт, как наши колесные тягачи. Если они их получат, то выгоды для китайских производителей с лихвой окупят незначительные затраты на "БелДжи" и [другой проект] "Великий камень".

Поведение китайцев на "БелДжи" похоже на маскировку разведывательной деятельности, создание сети своих агентов по получению заветных секретов и ноу-хау от БелАЗа, утверждает Романчук.

5.

Главный акционер СЗАО "БелДжи" - именно БелАЗ. Его доля в проекте уже выросла с 50% до 56,23%. Романчук полагает, что у китайцев простая стратегия: «Чем хуже будет работать "БелДжи", чем больше будет у него долгов, тем больше возможностей будет у китайцев претендовать на акции самого БелАЗа».

Цех окраски на заводе "БелДжи". Фото пресс-службы Geely
Цех окраски на заводе "БелДжи". Фото пресс-службы Geely

6.

Попутно, ссылаясь на неких инсайдеров, экономист раскрывает плачевное положение на самом заводе. По его словам, сегодня участие китайцев в СЗАО "БелДжи" сводится к поставке машинокомплектов сомнительного качества. Такое ощущение, что китайцы, подчищая свои склады, комплектуют партии для Беларуси. Качественного механизма контроля качества поставляемых комплектующих на заводе нет. Идёт сокращение рабочих. «Зарплата раньше была 600-700 тысяч рублей, потом снизилась до 480-500 в месяц "чистыми". Молодым специалистам в первые месяцы работы платят 320-350. Конвейер работает 2-3 дня в неделю. Часто случаются манипуляции с готовой продукцией, когда переделывают «косяки». Ну и наконец, то, что локализация производства достигла 50%, Романчук называет фейковой новостью. Чисто белорусского в Geely по-прежнему мизер, разве что резина с «Белшины», - утверждает он.

7.

«Ладно, если только проект «БелДжи» окажется провальным проектом. Тогда общие потери, включая издержки упущенной выгоды, составят ~$500–700 млн. Совсем другое дело, если китайские товарищи выведают-таки секреты белорусских промышленных флагманов. Тогда они поставят под угрозу позиции белорусских производителей на мировом рынке. Их место займут коммерческие структуры Китая. Какие – решат стратеги из руководства Поднебесной. Для них Geely – это только одна из коммерческих организаций по осуществлению глобальной экспансии», - заключил Ярослав Романчук.

Проверка качества продукции на заводе "БелДжи". Фото пресс-службы Geely
Проверка качества продукции на заводе "БелДжи". Фото пресс-службы Geely

От редакции.

Верить ли Романчуку или нет – ваше право. Мы бы посчитали, что пресловутого совета «делить новость пополам, чтобы узнать правду», здесь недостаточного. Разделили бы пополам еще дважды.

Но понять причины появления такого текста (ну кроме политических, конечно) – можем. Взять наш завод Haval в Тульской области. Ну вот какой традиционной экономикой можно объяснить строительство предприятия на 80 тысяч авто в год при продажах в 5 тысяч максимум? И недаром появляются предположения, что это предприятие является общекитайским проектом, инициированным не руководством Great Wall, а всей Народной республики, чтобы все бренды из Поднебесной могли расширить свою экспансию на российский рынок, позабыв на какое-то время о конкуренции.

Читайте по теме:
У Haval все-таки есть стратегия, как получить льготы в России

Впрочем, если мы китайцев не понимаем, это вовсе не значит, что китайцы занимаются шпионажем или навязывают нам свои правила игры. Это значит лишь то, что мы их не понимаем.

Geely
267,8 тыс интересуются