Найти тему
Олег Якутов

Двигатель BMW IIIa – боевая мощь гражданской авиации

Двигатель разработан для военных самолётов периода Первой Мировой войны. Отличается высокой надёжностью и мощностью. Военные самолеты, оснащённые двигателем, имеют боевое превосходство над врагами из-за способностей двигателя работать на больших высотах, с высокой постоянной мощностью. Двигатель массово стали использовать на первых коммерческих авиалайнерах с большим успехом.

Авиационный поршневой двигатель BMWIIIa в музее BMW
Авиационный поршневой двигатель BMWIIIa в музее BMW

БМВ (BMW III) был рядным шестицилиндровым 12-ти клапанным двигателем SOHC с водяным охлаждением, первым продуктом БМВ (BMW GmbH). Двигатель заложил основу для будущего успеха компании БМВ (BMW). Устанавливался на истребитель Фоккер Д-VIIФ (Fokker D.VIIF), который превосходил любые самолеты союзников, манёвренностью и скоростью.

Моторостроительная компания Рапп (Rapp Motorenwerke, позднее в том же году она стала BMW GmbH) зарегистрировала документацию на проектирование нового двигателя, получившего название БМВ III (BMW III) в 1917 году. Разработанный Максом Фрицем (Max Friz) и основанный на двигателе Рапп III (Rapp III), как и более ранний Мерседес Д-III (Mercedes D. III). Новый двигатель гарантировал оптимальный баланс, что способствовало уменьшению вибраций, с высоким коэффициентом сжатия 6,4:1. Успешный первый полет с использованием двигателя БМВ III (BMW III) состоялся в декабре 1917 года, массовое производство началось в начале 1918 года.

Логотип компании BMW
Логотип компании BMW

В 1915 году немецкая военная авиационная инспекция IdFlieg ввела единообразные обозначения моделей для авиационных двигателей с римской цифрой, относящейся к классу производительности. Класс 0 (нулевая) категория мощности двигателя IdFlieg предназначалась для двигателей мощностью до 100 л. с. (75 кВт), таких как роторный двигатель Gnome Lambda-clone мощностью 80 л. с. (60 кВт) Oberursel U. 0, класс I был зарезервирован для двигателей мощностью от 100 до 120 л. с. (89 кВт), а класс II-для двигателей мощностью от 120 до 150 л. с. (110 кВт). Двигатель БМВ (BMW) 185 л. с. (138 кВт) и был отнесен к категории III.

Двигатель успешный, но настоящий прорыв произошел в 1917 году, когда Макс Фриц (Max Friz) интегрировал в систему питания двигателя высотный корректор, что позволило развивать полную мощность высоко над землей. Сжигая специальное высокооктановое топливо из бензина, смешанного с бензолом, карбюратор регулировал насыщенность топливовоздушной смеси в соответствии с высотой самолета. Это позволило двигателю, получившему название БМВ IIIa (BMW IIIa), развивать постоянную мощность в 200 лошадиных сил (150 кВт) до высоты 2000 метров - решающее преимущество перед двигателями конкурентов.

Яста 11 "Красный Барон" командир Эрнст Удет
Яста 11 "Красный Барон" командир Эрнст Удет

Способность набирать мощность на больших высотах, причина того, что самолёт с установленным двигателем БМВ IIIa (BMW IIIa) имел уникальное превосходство в воздушном бою. Очень маневренный на всех скоростях и высотах, он оказывался лучшим в сравнении с любым из британских или французских истребителей 1918 года. Репутация рядного 6-цилиндрового двигателя с водяным охлаждением существенно выросла после того, как его способности были доказаны в воздушном бою эскадрильей "Красного Барона" Яста 11 (Jasta 11) Эрнстом Удетом (Ernst Udet), командиром эскадрильи Яста 11 (Jasta 11) в Первую Мировую Войну. Он признал выдающиеся характеристики двигателя БМВ III (BMW III) установленные на перспективный в то время истребитель Фоккер Д 7 (Fokker D.VII) и сказал: «Не может быть никаких сомнений в том, что двигатель БМВ (BMW) был абсолютной изюминкой в разработке силовых агрегатов к концу войны. Плохо только, что слишком поздно».

Авиационный двигатель BMWIIIa на Junkers F.13a
Авиационный двигатель BMWIIIa на Junkers F.13a

13 сентября 1919 года Франц Зено Димер (Franz Zeno Diemer) установил мировой рекорд высоты для пассажирского самолета Юнкерс Ф-13 (Junkers F.13) с двигателем БМВ IIIa (BMW IIIa). Он поднял самолёт на высоту 6750 метров, на борту во время полёта размещалось 8 человек. Это был первый абсолютный мировой рекорд высоты потолка в истории авиации, поставленный на коммерческом пассажирском самолёте.

Мотоцикл BMW R24 наследник великого авиационного прошлого компании BMW
Мотоцикл BMW R24 наследник великого авиационного прошлого компании BMW

Около 700 двигателей были построены БМВ (BMW), однако из-за большого спроса на новый авиационный двигатель БМВ IIIa (BMW IIIa) в Мюнхене, и нехватки мощностей, производство перевели на завод Opel в Рюссельсхайме. После Первой Мировой Войны компания БМВ (BMW) была вынуждена перестроиться на создание мото- и автопродукции. Компания оказалась на краю пропасти: по Версальскому соглашению немцам было запрещено выпускать авиадвигатели, а самолетные двигатели являлись единственным куском хлеба для БМВ (BMW), так как на предприятии больше ничего не производилось. Поэтому компания была вынуждена перепрофилироваться на конструирование мотоциклетных двигателей, а впоследствии и самих мотоциклов.

Авто
5,66 млн интересуются