===
9 августа 2019 года знаменитому автомобильному заводу в столице Белоруссии исполняется 75 лет!
4 июля 1944 года войска Красной Армии в ходе операции «Багратион» освободили столицу Белоруссии – город Минск.
А уже 9 августа 1944 года ГКО СССР издал постановление «Об организации автосборочного завода и завода по ремонту танков в районе города Минска».
Согласно постановлению, в 7 километрах юго-восточнее Минска на месте довоенных танковых ремонтных мастерских должен быть создан Минский автосборочный завод для выпуска импортных и отечественных грузовых автомобилей в количестве 150 машин в сутки.
***
Завод, который возглавил Иван Федорович Толкунов, собирал поставленные по ленд-лизу американские грузовики до 1947 года.
А уже в ноябре 1947 года первые пять новых грузовых автомобилей «МАЗ-205» приняли участие в параде в честь 30-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции.
Но только в декабре 1949 года на Минском автозаводе был запущен первый главный конвейер.
В 1950 году заводом был выпущен первый тяжёлый самосвал «МАЗ-525» грузоподъёмностью 25 тонн (производился до 1965 года).
***
В 1951 году началось производство грузовика «МАЗ-200» с бортовым кузовом, а также тягача на его базе. В 1955 году был выпущен первый грузовик-лесовоз «МАЗ-501», а в следующем году началось производство полноприводных грузовиков повышенной проходимости «МАЗ-502».
В 1957 году на Минском автозаводе был разработан тяжёлый самосвал «МАЗ-530» грузоподъёмностью 40 тонн.
1958 год примечателен разработкой новых моделей автомобилей МАЗ – безкапотных «МАЗ-500» и «МАЗ-503».
В 1964 году с конвейера Минского автозавода сошёл 200-тысячный автомобиль, при этом выпуск самосвалов «МАЗ-205» продолжался до конца 1965 года.
***
В 1970 году началось производство модернизированного грузового автомобиля «МАЗ-500А», а спустя три года был выпущен первый седельный тягач «МАЗ-6422».
В 1974 году на базе Минского автозавода было создано Производственное объединение «АвтоМАЗ», в состав которого вошёл Минский рессорный завод, а также автоагрегатные заводы в Барановичах, Калининграде и Осиповичах.
В следующем году с конвейера МАЗа сошёл 500-тысячный автомобиль, при этом укрупнение продолжилось – было создано ПО «БелавтоМАЗ» (в его состав вошли БелАЗ и Могилёвский автозавод).
***
В 1976 году началось производство нового семейства автомобилей «МАЗ-5335» - самосвалов и бортовых грузовиков. В 1981 году завод приступил к выпуску седельных тягачей «МАЗ-5432» новой серии.
В 1989 году Минский автозавод выпустил современнейший концептуальный грузовик «МАЗ-2000», который получил собственное имя «Перестройка».
Общий выпуск завода «МАЗ» с момента начала производства составил один миллион (!) грузовых автомобилей.
***
А через два года так называемая «перестройка» в СССР закончилась разделением Советского Союза на независимые государства. Минский автомобильный завод продолжил работать в новых условиях и добился значительных успехов, но это уже другая история...
Про историю советского моторного завода вы можете почитать в статье: 50 лет работы: Тутаевский моторный завод – история и современность
Про современный «постперестроечный» период жизни Минского автозавода читайте в следующих выпусках нашего журнала.
===
Спасибо за внимание. Подписывайтесь на наш канал!