А почему в метро дует ветер? Откуда он взялся под землёй?
Чтобы понять, откуда в метро берётся ветер, нужно знать две вещи. У метро есть свои «лёгкие», а у подвижного состава – поршневой эффект. Разбираемся, как метроанатомия взаимосвязана с метрофизикой.
В среднем пассажирская поездка в метро длится 40–50 минут, в то время как сотрудники метрополитена находятся под землёй в течение всего рабочего дня. Чтобы и пассажирам, и сотрудникам было комфортно в метро на протяжении хоть 15 минут, хоть нескольких часов, чтобы их самочувствие и здоровье были при этом в норме, Испытательная лаборатория микроклимата метрополитена каждый день следит за качеством воздуха на всей территории подземки.
За наличие воздуха в метро отвечают вентиляционные шахты. По сути это и есть «лёгкие» метрополитена. При строительстве станций и прокладке тоннелей глубокие стволы шахт используются как транспортные участки, после – как каналы для воздухообмена. В них устанавливают мощные вентиляторы, которые обеспечивают подачу свежего воздуха с поверхности в подземные сооружения и удаляют из последних углекислые, выхлопные и прочие газы. За час вентиляционные установки перерабатывают кубометры воздуха, производя тем самым трехкратный воздухообмен в сутки. Например, летний режим вентиляции и воздухообмена устроен так: в дневное время приток воздуха на станции снижается, а объём выброса, наоборот, увеличивается, происходят необходимые проветривания.
Определённую роль в естественном проветривании станций и тоннелей играют подвижные составы. Когда поезд едет в тоннеле, перед составом образуется избыточное давление воздуха, а позади него – разряжение. Создаётся напор, обеспечивающий перемещение воздуха, и поезд своим поршневым действием проветривает тоннель и выводит из него ветер, который пассажиры могут ощутить, стоя на платформе или эскалаторе.
Из архива рубрики #апочемуметро телеграм-канала «Метро. Повседневности». Подписывайтесь на нас в Telegram – @spbmetropolitan