Найти в Дзене
OLDTRACTOR

Самоходные шасси. Какие они были. Шассики, шасси и ШАССИ.

Оглавление

В конце 50-х годов прошлого столетия в период масштабных изменений послесталинской эпохи, когда творческое всё больше уступало место рациональному, вместо сталинских дворцов пришли хрущевские коробочки, рационализаторство не обошло стороной и сельскохозяйственное машиностроение. Кто-то придумал в качестве единого носителя агрегатов самоходное шасси.
Идея была следующая. Универсальное шасси производится на специализированном заводе в больших количествах с двигателем и трансмиссией. А отдельные специализированные предприятия выпускают для него навесное оборудование для выполнения тех или иных операций.
Если использовать одно шасси для навески разного оборудования, то налицо существенная экономия металла в масштабах страны. Ведь, например, зерноуборочный комбайн работает порядка полутора месяцев в году. А всё остальное время простаивает. Как-то не по-хозяйски. Ведь двигатель, трансмиссию и колеса теоретически можно использовать и на других работах. Например, на транспортных.
Однако, реалии жизни были немного другими. Зачастую навесное оборудование навсегда «прирастало» к шасси, так как переоборудование его в работу с другим навесным оборудованием требовало значительных затрат ресурсов, высокой квалификации персонала, а кроме того, части оборудования, оставленного на хранении со временем куда-то бесследно исчезали, да и при переделке некоторые детали приходили в негодность.
Итак, какие же основные типы самоходных шасси и навесное оборудование к ним производились в конце 50-х – начале 60-х годов в СССР серийно?

Самоходное шасси СШ-8Г

Это трехколесное самоходное шасси класса 0,2 т в основном было предназначено для обработки плантаций чая со шпалерным расположением кустов.

Производилось Тбилисским заводом сельскохозяйственного машиностроения.

Самоходное шасси СШ-8Г
Самоходное шасси СШ-8Г

На шасси установлен двухцилиндровый универсальный бензиновый двигатель УД-2. Коробка передач четырехскоростная от автомобиля ГАЗ-51.

Специальный механизм выравнивания позволяет шасси копировать рельеф местности, чтобы имелась возможность работать на склонах до 25 градусов. Шасси можно было оборудовать грунтозацепами для работы на влажных и слабонесущих грунтах.

Технические характеристики:

Мощность двитаьеля: 8 л.с.

Диаметр поршня: 72 мм

Ход поршня: 75 мм

Число оборотов коленчатого вала при номинальной мощности: 3000 об/мин

Скорости движения от 1,15 до 9,3 км/ч вперед и 0,97 и 1,19 км/ч назад, в зависимости от передаточного отношения главной передачи.

Ширина обрабатываемых междурядий: 1,25; 1,5; 1,75; 2,05 м

Габариты без навесных рабочих органов:

- длина: 2770 мм

- ширина: 1925 – 2300 мм:

- высота: 1600 мм

Конструкционный вес 900 кг.

Самоходное шасси Т-16

Пожалуй, самое распространенное на территории бывшего СССР тракторное самоходное шасси. Исторически оно было разработано на базе трактора ДТ-14, имело обозначение ДСШ-14 и оснащалось дизелем Д-14 мощностью 14 л.с., затем, после появления унифицированного семейства двигателей с воздушным охлаждением, шасси получило обозначение ДВСШ-16, двигатель Д-16 с мощностью 16 л.с. И после очередной модернизации наконец-то приобрело индекс Т-16, который сопровождал машину вплоть до самого конца ее производства в 1995 году. В народе получило прозвища «Шассик», «Попрошайка». Производилось шасси тогда на Харьковском тракторосборочном заводе (не путать с Харьковским тракторным заводом), который впоследствии в 1966 году был переименован в Харьковский завод тракторных самоходных шасси (ХЗТСШ).

Самоходное шасси Т-16
Самоходное шасси Т-16

Шасси класса 0,6 т в основном предназначалось, в комплексе с навесными орудиями, для выполнения работ в овощеводческих хозяйствах: пахоты, сплошной культивации, посева с одновременным внесением удобрений, междурядной обработки, опыливания, уборки овощей и трав, транспортирования грузов и привода стационарных машин. Кроме того, шасси агрегатировалось с большим количеством оборудования для работы на чайных плантациях, погрузочным, ямокопателями и т. д.

Вернемся к комплектации шасси начала 60-х годов. В отличие от тракторов классической компоновки, орудия крепятся на раме между осями передних и задних колес. Данная компоновка обеспечивала хороший обзормеждурядий и рабочих органов навесного оборудования.

Двигатель Д-16 оснащен запуском от электростартера и системой предпускового впрыска и подогрева топлива.

Муфта сцепления однодисковая, сухая, постоянно замкнутого типа с дополнительной муфтой привода вала отбора мощности.

Коробка передач позволяет получить шесть основных скоростей вперед и одну назад. Кроме того, имеется замедленная передача для работы с рассадопосадочными машинами. Дифференциал оснащен механизмом блокировки.

У шасси целых четыре вала отбара мощности. Один – независимый, выведен вперед дял привода основных агрегатов. Дополнительные валы зависимые и вращаются со скоростями, пропорционально скорости движения.

Шасси оборудовалось тентом, шкивом для привода стационарных машин (о них мы поговорим в одной из следующих статей), устройство для прицепа и приспособление для рыхления следов ведущих колес.

На шасси монтировалась грузовая платформа грузоподъемностью 750 кг, объемом 1 м3, возможностью трехсторонней разгрузки и углом подъема 44°.

Технические характеристики:

Номинальная мощность двигателя: 16 л.с.

Диаметр цилиндра: 95 мм
Ход поршня: 120 мм

Число оборотов коленчатого вала при номинальной мощности: 1600 об/мин

Число оборотов коленчатого вала на холостом ходу:

- максимальное: 1730 об/мин

- минимальное: 600 об/мин

Удельный расход топлива: 205 (г/э.л.с.ч)

Скорости движения вперед от 1,15 до 19,6 км/ч, назад 3,76 км/ч

Размер колес:

- передних: 6 – 16

- задних: 8 – 32

Обороты валов отбора мощности:

- независимого: 533 об/мин

- синхронного (от вторичного вала КПП) 470 – 2450 об/мин (соответственно I – VI передачам)

- синхронных (от концов валов ведущих колес) 19 – 102 об/мин мин (соответственно I – VI передачам)

Обороты приводного шкива: 985 об/мин

Габариты:

- длина с прицепным устройством: 3820 мм

- ширина при наименьшей колее: 1550 мм

- ширина при наибольшей колее: 2000 мм

- высота по обшивке 1550 мм

База: 2500 мм

Ширина колеи:

- по ведущим колесам: регулируемая от 1200 до 1800 с интервалом 150 мм

- по направляющим колесам: регулируемая от 1200 до 1500 мм с интервалом 150 мм и от 1500 мм до 1700 мм с интервалом 200 мм

Дорожный просвет: 560 мм

Конструктивный вес: 1200 кг.

Самоходное шасси СШ-45

Сельскохозяйственные организации и предприятия в начале 60-х годов прошлого столетия могли заказать себе и такое, достаточно редкое шасси. Между тем, оно было прорывным для своего времени. Создал его коллектив Тульского комбайнового завода.

Шасси было предназначено в основном для использования с крупногабаритными навесными зерноуборочными машинами, а также для транспортных и погрузочно-разгрузочных работ.

Самоходное шасси СШ-45
Самоходное шасси СШ-45

Шасси СШ-45 оснащено четырехцилиндровым дизельным двигателем Д-50 с водяным охлаждением и запуском от электростартера, таким же, который устанавливался на тракторы семейства «Беларусь» МТЗ-50.

Муфта сцепления однодисковая сухая постоянно замкнутого типа.Коробка передач механическая, с приводом, в зависимости от навесного оборудования через клиноременный вариатор или от муфты сцепления. Передача через вариатор имеет два диапазона скоростей вперед и один назад. Шестеренчатая передача имела три скорости вперед и одну назад. Привод к переднему мосту при помощи карданного вала, а к заднему – от вторичного вала коробки передач через планетарный редуктор с реверсивным механизмом свободного хода и карданный вал.

Мосты имеют простые конические редукторы и дифференциалы посередине и планетарные одноступенчатые редкуторы, расположенные в ступицах колес.управляемые колеса – задние. Кабина закрытоготипа вынесена вперед и расположена над левым передним колесом. Тормоза дисковые. Установлены на передних полуосях, приводимые в действие или раздельно, или синхронно (правый и левый тормоза) как при помощи педали, так и при помощи рычагов.

Шины низкого давления размерности 15 – 20”. Трансмиссия имеет также валы отбора мощности с независимым и синхронным приводом. Шасси оснащено гидроусилителем рулевого управления и управления вариатором, раздельно-агрегатной гидравлической системой и механизмом навески.

Технические характеристики:

Номинальная мощность двигателя: 50 л.с.

Диаметр цилиндра: 110 мм

Ход поршня: 125 мм

Число оборотов коленчатого вала двигателя при номинальной мощности: 1600

Число оборотов коленчатого вала двигателя на холостом ходу:

- максимальное: 1730 об/мин

- минимальное: 550 об/мин

Удельный расход топлива: 195 г/э.л.с.ч

Скорости движения от 2 до 21,1 км/ч вперед и от 2,4 до 8,1 км/ч назад.

Обороты валов отбора мощности:

независимый:

- с поперечного вала: 515 и 1084 об/мин

- с продольного вала: 884 и 1860 об/мин

синхронный: 140 при скорости движения 3,6 км/ч

Габариты:

- длина: 4825 мм

- ширина: 2770 мм

- высота по кабине: 2970 мм

База: 3100 мм

Колея: 2250 мм

Дорожный просвет: 330 мм

Радиус поворота: 6,75 м

Конструктивный вес: 2750 кг.

Самоходное универсальное шасси СШ-75

Вот мы и подошли к наиболее мощному и технически продвинутому шасси тех лет – СШ-75 "Таганрожец". Шасси создано на Таганрогском комбайновом заводе и предназначено для работы с крупногабаритными навесными и полунавесными машинами.

Конструктивно шасси состоит из непосредственно шасси и надстройки – моторно-трансмиссионного блока, совмещенного с кабиной управления. Именно эту сборку при перенастройке шасси из симметричной схемы в Г-образную необходимо было переустанавливать. Причем при Г-образной схеме ведущие колеса большего диаметра находились спереди, а управляемые колеса малого диаметра сзади, а при симметричной схеме – наоборот. Работа эта была достаточно простой на бумаге и достаточно трудоемкой в действительности. Поэтому, как правило, СШ-75 переоборудовался лишь дважды в год: перед уборочной он становился комбайном, а после, почти на целый год, самосвалом с грузоподъемностью 4 т. Фары располагались на регулируемых стойках, из-за чего вылядели в верхнем положении как рожки у улитки. Это можно было заметить на советских фильмах тех лет.

Самоходное универсальное шасси СШ-75 "Таганрожец"
Самоходное универсальное шасси СШ-75 "Таганрожец"

В Г-образной схеме на шасси могли навешиваться следующие виды комбайнов и других уборочных машин: Зерноуборочный комбайн НК-4, который по основным агрегатам унифицирован с самоходным комбайном СК-4. Этот комбайн мог оснащаться приспособлениями для уборки различных культур с обмолотом, а также кукурузоуборочный комбайн, силосоуборочный комбайн, картофелеуборочный комбайн, коноплеуборочный комбайн (тогда еще не было вброса, что конопля = наркотики. из конопли делали ткани и прочные веревки, а также масло, поэтому конопли на полях произрастало достаточно много), пресс-подборщик, валковые жатки.

В симметричной схеме шасси СШ-75 может использоваться с разбрасывателем удобрений, подъемно-транспортными и другими машинами.

Шасси приводит в движение дизельный двигатель СМД-14Б мощностью 75 л.с. такой же, как на тракторах ДТ-75 тех лет.

Главная муфта сцепления сухая, двухдисковая, постоянно замкнутого типа.

Шасси оборудовано гидравлической системой для управления навесными машинами, гидроусилителем руля, независимым валом отбора мощности, колодочными тормозами на больших колесах и стояночным центральным тормозом.

Для водителя предусмотрена цельнометаллическая кабина с термоизоляцией, солнцезащитным козырьком, электрическим стеклоочистителем и вентиляционной установкой.

Технические характеристики:

Номинальная мощность двигателя: 75 л.с.

Диаметр цилиндра: 120 мм

Ход поршня: 140 мм

Число оборотов коленчатого вала при номинальной мощности: 1700 об/мин

Число оборотов коленчатого вала на холостом ходу:

- максимальное: 1800 об/мин

- минимальное: 600

Удельный расход топлива: 195 г/э.л.с.ч

Скорости движения от 1,71до 34,4 км/ч.

Размер шин:

- передних колес: 15” – 24”

- задних колес: 310Х406 мм

Число оборотов вала отбора мощности 1160 (реверсивный)

База шасси:

- с одним ведущим мостом: 3795

- с двумя ведущими мостами: 3900

Колея передних колес:

- в Г-образной схеме: 2412 мм

- в симметричной схеме: 1900 мм

Колея задних колес

- с одним ведущим мостом: 1670 и 1870 мм

- с двумя ведущими мостами: 2000 мм

Конструктивный вес с одним ведущим мостом: 3700 кг

О навесном оборудовании для самоходных шасси в одной из следующих статей.

Обсудить особенности самоходных шасси можно на форуме

Авто
5,66 млн интересуются