В конце 50-х годов прошлого столетия в период масштабных изменений послесталинской эпохи, когда творческое всё больше уступало место рациональному, вместо сталинских дворцов пришли хрущевские коробочки, рационализаторство не обошло стороной и сельскохозяйственное машиностроение. Кто-то придумал в качестве единого носителя агрегатов самоходное шасси.
Идея была следующая. Универсальное шасси производится на специализированном заводе в больших количествах с двигателем и трансмиссией. А отдельные специализированные предприятия выпускают для него навесное оборудование для выполнения тех или иных операций.
Если использовать одно шасси для навески разного оборудования, то налицо существенная экономия металла в масштабах страны. Ведь, например, зерноуборочный комбайн работает порядка полутора месяцев в году. А всё остальное время простаивает. Как-то не по-хозяйски. Ведь двигатель, трансмиссию и колеса теоретически можно использовать и на других работах. Например, на транспортных.
Однако, реалии жизни были немного другими. Зачастую навесное оборудование навсегда «прирастало» к шасси, так как переоборудование его в работу с другим навесным оборудованием требовало значительных затрат ресурсов, высокой квалификации персонала, а кроме того, части оборудования, оставленного на хранении со временем куда-то бесследно исчезали, да и при переделке некоторые детали приходили в негодность.
Итак, какие же основные типы самоходных шасси и навесное оборудование к ним производились в конце 50-х – начале 60-х годов в СССР серийно?
Самоходное шасси СШ-8Г
Это трехколесное самоходное шасси класса 0,2 т в основном было предназначено для обработки плантаций чая со шпалерным расположением кустов.
Производилось Тбилисским заводом сельскохозяйственного машиностроения.
На шасси установлен двухцилиндровый универсальный бензиновый двигатель УД-2. Коробка передач четырехскоростная от автомобиля ГАЗ-51.
Специальный механизм выравнивания позволяет шасси копировать рельеф местности, чтобы имелась возможность работать на склонах до 25 градусов. Шасси можно было оборудовать грунтозацепами для работы на влажных и слабонесущих грунтах.
Технические характеристики:
Мощность двитаьеля: 8 л.с.
Диаметр поршня: 72 мм
Ход поршня: 75 мм
Число оборотов коленчатого вала при номинальной мощности: 3000 об/мин
Скорости движения от 1,15 до 9,3 км/ч вперед и 0,97 и 1,19 км/ч назад, в зависимости от передаточного отношения главной передачи.
Ширина обрабатываемых междурядий: 1,25; 1,5; 1,75; 2,05 м
Габариты без навесных рабочих органов:
- длина: 2770 мм
- ширина: 1925 – 2300 мм:
- высота: 1600 мм
Конструкционный вес 900 кг.
Самоходное шасси Т-16
Пожалуй, самое распространенное на территории бывшего СССР тракторное самоходное шасси. Исторически оно было разработано на базе трактора ДТ-14, имело обозначение ДСШ-14 и оснащалось дизелем Д-14 мощностью 14 л.с., затем, после появления унифицированного семейства двигателей с воздушным охлаждением, шасси получило обозначение ДВСШ-16, двигатель Д-16 с мощностью 16 л.с. И после очередной модернизации наконец-то приобрело индекс Т-16, который сопровождал машину вплоть до самого конца ее производства в 1995 году. В народе получило прозвища «Шассик», «Попрошайка». Производилось шасси тогда на Харьковском тракторосборочном заводе (не путать с Харьковским тракторным заводом), который впоследствии в 1966 году был переименован в Харьковский завод тракторных самоходных шасси (ХЗТСШ).
Шасси класса 0,6 т в основном предназначалось, в комплексе с навесными орудиями, для выполнения работ в овощеводческих хозяйствах: пахоты, сплошной культивации, посева с одновременным внесением удобрений, междурядной обработки, опыливания, уборки овощей и трав, транспортирования грузов и привода стационарных машин. Кроме того, шасси агрегатировалось с большим количеством оборудования для работы на чайных плантациях, погрузочным, ямокопателями и т. д.
Вернемся к комплектации шасси начала 60-х годов. В отличие от тракторов классической компоновки, орудия крепятся на раме между осями передних и задних колес. Данная компоновка обеспечивала хороший обзормеждурядий и рабочих органов навесного оборудования.
Двигатель Д-16 оснащен запуском от электростартера и системой предпускового впрыска и подогрева топлива.
Муфта сцепления однодисковая, сухая, постоянно замкнутого типа с дополнительной муфтой привода вала отбора мощности.
Коробка передач позволяет получить шесть основных скоростей вперед и одну назад. Кроме того, имеется замедленная передача для работы с рассадопосадочными машинами. Дифференциал оснащен механизмом блокировки.
У шасси целых четыре вала отбара мощности. Один – независимый, выведен вперед дял привода основных агрегатов. Дополнительные валы зависимые и вращаются со скоростями, пропорционально скорости движения.
Шасси оборудовалось тентом, шкивом для привода стационарных машин (о них мы поговорим в одной из следующих статей), устройство для прицепа и приспособление для рыхления следов ведущих колес.
На шасси монтировалась грузовая платформа грузоподъемностью 750 кг, объемом 1 м3, возможностью трехсторонней разгрузки и углом подъема 44°.
Технические характеристики:
Номинальная мощность двигателя: 16 л.с.
Диаметр цилиндра: 95 мм
Ход поршня: 120 мм
Число оборотов коленчатого вала при номинальной мощности: 1600 об/мин
Число оборотов коленчатого вала на холостом ходу:
- максимальное: 1730 об/мин
- минимальное: 600 об/мин
Удельный расход топлива: 205 (г/э.л.с.ч)
Скорости движения вперед от 1,15 до 19,6 км/ч, назад 3,76 км/ч
Размер колес:
- передних: 6 – 16
- задних: 8 – 32
Обороты валов отбора мощности:
- независимого: 533 об/мин
- синхронного (от вторичного вала КПП) 470 – 2450 об/мин (соответственно I – VI передачам)
- синхронных (от концов валов ведущих колес) 19 – 102 об/мин мин (соответственно I – VI передачам)
Обороты приводного шкива: 985 об/мин
Габариты:
- длина с прицепным устройством: 3820 мм
- ширина при наименьшей колее: 1550 мм
- ширина при наибольшей колее: 2000 мм
- высота по обшивке 1550 мм
База: 2500 мм
Ширина колеи:
- по ведущим колесам: регулируемая от 1200 до 1800 с интервалом 150 мм
- по направляющим колесам: регулируемая от 1200 до 1500 мм с интервалом 150 мм и от 1500 мм до 1700 мм с интервалом 200 мм
Дорожный просвет: 560 мм
Конструктивный вес: 1200 кг.
Самоходное шасси СШ-45
Сельскохозяйственные организации и предприятия в начале 60-х годов прошлого столетия могли заказать себе и такое, достаточно редкое шасси. Между тем, оно было прорывным для своего времени. Создал его коллектив Тульского комбайнового завода.
Шасси было предназначено в основном для использования с крупногабаритными навесными зерноуборочными машинами, а также для транспортных и погрузочно-разгрузочных работ.
Шасси СШ-45 оснащено четырехцилиндровым дизельным двигателем Д-50 с водяным охлаждением и запуском от электростартера, таким же, который устанавливался на тракторы семейства «Беларусь» МТЗ-50.
Муфта сцепления однодисковая сухая постоянно замкнутого типа.Коробка передач механическая, с приводом, в зависимости от навесного оборудования через клиноременный вариатор или от муфты сцепления. Передача через вариатор имеет два диапазона скоростей вперед и один назад. Шестеренчатая передача имела три скорости вперед и одну назад. Привод к переднему мосту при помощи карданного вала, а к заднему – от вторичного вала коробки передач через планетарный редуктор с реверсивным механизмом свободного хода и карданный вал.
Мосты имеют простые конические редукторы и дифференциалы посередине и планетарные одноступенчатые редкуторы, расположенные в ступицах колес.управляемые колеса – задние. Кабина закрытоготипа вынесена вперед и расположена над левым передним колесом. Тормоза дисковые. Установлены на передних полуосях, приводимые в действие или раздельно, или синхронно (правый и левый тормоза) как при помощи педали, так и при помощи рычагов.
Шины низкого давления размерности 15 – 20”. Трансмиссия имеет также валы отбора мощности с независимым и синхронным приводом. Шасси оснащено гидроусилителем рулевого управления и управления вариатором, раздельно-агрегатной гидравлической системой и механизмом навески.
Технические характеристики:
Номинальная мощность двигателя: 50 л.с.
Диаметр цилиндра: 110 мм
Ход поршня: 125 мм
Число оборотов коленчатого вала двигателя при номинальной мощности: 1600
Число оборотов коленчатого вала двигателя на холостом ходу:
- максимальное: 1730 об/мин
- минимальное: 550 об/мин
Удельный расход топлива: 195 г/э.л.с.ч
Скорости движения от 2 до 21,1 км/ч вперед и от 2,4 до 8,1 км/ч назад.
Обороты валов отбора мощности:
независимый:
- с поперечного вала: 515 и 1084 об/мин
- с продольного вала: 884 и 1860 об/мин
синхронный: 140 при скорости движения 3,6 км/ч
Габариты:
- длина: 4825 мм
- ширина: 2770 мм
- высота по кабине: 2970 мм
База: 3100 мм
Колея: 2250 мм
Дорожный просвет: 330 мм
Радиус поворота: 6,75 м
Конструктивный вес: 2750 кг.
Самоходное универсальное шасси СШ-75
Вот мы и подошли к наиболее мощному и технически продвинутому шасси тех лет – СШ-75 "Таганрожец". Шасси создано на Таганрогском комбайновом заводе и предназначено для работы с крупногабаритными навесными и полунавесными машинами.
Конструктивно шасси состоит из непосредственно шасси и надстройки – моторно-трансмиссионного блока, совмещенного с кабиной управления. Именно эту сборку при перенастройке шасси из симметричной схемы в Г-образную необходимо было переустанавливать. Причем при Г-образной схеме ведущие колеса большего диаметра находились спереди, а управляемые колеса малого диаметра сзади, а при симметричной схеме – наоборот. Работа эта была достаточно простой на бумаге и достаточно трудоемкой в действительности. Поэтому, как правило, СШ-75 переоборудовался лишь дважды в год: перед уборочной он становился комбайном, а после, почти на целый год, самосвалом с грузоподъемностью 4 т. Фары располагались на регулируемых стойках, из-за чего вылядели в верхнем положении как рожки у улитки. Это можно было заметить на советских фильмах тех лет.
В Г-образной схеме на шасси могли навешиваться следующие виды комбайнов и других уборочных машин: Зерноуборочный комбайн НК-4, который по основным агрегатам унифицирован с самоходным комбайном СК-4. Этот комбайн мог оснащаться приспособлениями для уборки различных культур с обмолотом, а также кукурузоуборочный комбайн, силосоуборочный комбайн, картофелеуборочный комбайн, коноплеуборочный комбайн (тогда еще не было вброса, что конопля = наркотики. из конопли делали ткани и прочные веревки, а также масло, поэтому конопли на полях произрастало достаточно много), пресс-подборщик, валковые жатки.
В симметричной схеме шасси СШ-75 может использоваться с разбрасывателем удобрений, подъемно-транспортными и другими машинами.
Шасси приводит в движение дизельный двигатель СМД-14Б мощностью 75 л.с. такой же, как на тракторах ДТ-75 тех лет.
Главная муфта сцепления сухая, двухдисковая, постоянно замкнутого типа.
Шасси оборудовано гидравлической системой для управления навесными машинами, гидроусилителем руля, независимым валом отбора мощности, колодочными тормозами на больших колесах и стояночным центральным тормозом.
Для водителя предусмотрена цельнометаллическая кабина с термоизоляцией, солнцезащитным козырьком, электрическим стеклоочистителем и вентиляционной установкой.
Технические характеристики:
Номинальная мощность двигателя: 75 л.с.
Диаметр цилиндра: 120 мм
Ход поршня: 140 мм
Число оборотов коленчатого вала при номинальной мощности: 1700 об/мин
Число оборотов коленчатого вала на холостом ходу:
- максимальное: 1800 об/мин
- минимальное: 600
Удельный расход топлива: 195 г/э.л.с.ч
Скорости движения от 1,71до 34,4 км/ч.
Размер шин:
- передних колес: 15” – 24”
- задних колес: 310Х406 мм
Число оборотов вала отбора мощности 1160 (реверсивный)
База шасси:
- с одним ведущим мостом: 3795
- с двумя ведущими мостами: 3900
Колея передних колес:
- в Г-образной схеме: 2412 мм
- в симметричной схеме: 1900 мм
Колея задних колес
- с одним ведущим мостом: 1670 и 1870 мм
- с двумя ведущими мостами: 2000 мм
Конструктивный вес с одним ведущим мостом: 3700 кг
О навесном оборудовании для самоходных шасси в одной из следующих статей.
Обсудить особенности самоходных шасси можно на форуме