Часто в военных фильмах видел на винтах самолетов такую деталь. Называется она храповик. Похожую приходилось видеть на двигателях старых автомобилей, там она использовалась для запуска двигателя при помощи так называемого «кривого стартера», вот такого:
Но в самолете? Неужели тоже предназначена для запуска двигателя? Как можно это сделать? Поиск в Интернете дал ответ «Примерно также, как на автомобиле».
Знакомьтесь, «Аэродромный стартер»
В связи с бурным развитием авиации в двадцатые-тридцатые годы появилась необходимость во вспомогательных средствах обеспечения полетов. Одними из таких установок являются автоавиастартеры. До войны у нас в стране (т.е. в бывшем СССР) выпускалось три вида авиастартеров, несколько отличавшихся характеристиками и базовым шасси. С 1932 по 1935 года на аэродромы поступали авиастартеры АС-1 на шасси ГАЗ-АА. В 1936 году им на смену пришла модель АС-2, базировавшаяся на ГАЗ-ААА, а с 1937 года на ГАЗ-ААА с 50-сильным двигателем М-1. Применялись и другие машины, но это было скорее исключение. Еще в 60-е годы существовали стартеры на шасси ГАЗ-51.
Механизм стартера состоит из коробки отбора мощности, промежуточного валика, коробки реверсивной передачи, хобота и передней вилки трубы хобота. Стандартная бортовая платформа была несколько сдвинута назад, т.к. непосредственно за кабиной водителя к лонжеронам рамы автомобиля был прикреплен швеллер, а на него закреплялась подъемная труба. Под ней к раме автомобиля крепилась коробка реверсивной передачи. Последняя имела значительные габариты и существенно снижала клиренс автомобиля. Водителям даже не рекомендовалось ездить по плохим дорогам, а если такая необходимость все же возникала - этот агрегат вменялось снимать (вместе с промежуточным валиком) и перевозить в кузове, во избежание повреждения или потери. Кроме того, водителям рекомендовалось передвижение с опущенным стартовым устройством поднятое оно существенно снижало остойчивость машины. Как правило, подготовка стартера производилась непосредственно перед запуском мотора.
Для осуществления запуска авиастартер устанавливался так, что бы его хобот и храповик мотора были соосны. С этой целью на внутренней трубе телескопического механизма и поддерживающих штангах делались отметки, позволяющие с достаточной точностью решить эту проблему. Отклонение не должно было превышать 15° в любой из плоскостей. Нарушение этого требования вело к изгибу или поломке хобота.
Так как авиационные моторы в зависимости от типа самолета располагались на разной высоте от земли, стартер мог менять положение вращающегося вала (хобота) по высоте, не прерывая при этом кинетической цепи всего механизма. Применяемое для этой цели телескопическое устройство позволяло поднимать верхнюю точку стартера до высоты 3,05 м, что позволяло обслуживать даже тяжелые бомбардировщики ТБ-3 (кроме них: И-15, И-153, И-16, Р-5, СБ, ДБ-3, Ил-2 и ленд-лизовские Р-63 пользовались этим устройством).
После окончательной установки необходимо было под колеса самолета и автомобиля подложить колодки. Для удобства удаления их рекомендовалось привязывать к кузову веревками такой длины, чтобы можно было свободно устанавливать их под задние колеса и не наезжать на них передними при отъезде от самолета задним ходом.
Техник, соединяющий вилку хобота стартера с храповиком на валу винта самолета, становился при этом на специальный помост.
Сам процесс запуска был достаточно прост. Стартер подъезжал к самолету, стараясь находиться с ним на одной продольной оси, техник соединял вилку хобота с храповиком. Далее следовали стандартные команды: "есть контакт!", "от винта!". После чего водитель в соответствии с инструкцией давал нажатием на клаксон два коротких гудка и при включенном предварительно механизме нажимал педаль газа. После начала работы мотора самолета, когда обороты храповика превышали обороты хобота, храповик автоматически выходил из зацепления, а хобот оттягивался назад специальным амортизатором. Далее автомобиль уже не требовался...
К работе на автостартерах допускались лишь хорошо подготовленные водители. Связано это было прежде всего с усложненной конструкцией, а также и с некоторыми тонкостями, такими, как уменьшенный клиренс за счет коробки отбора мощности. Последнее обстоятельство хотя и несколько ухудшало проходимость автомобиля, но не могло служить препятствием для его внеаэродромных поездок. Малое количество автомобилей, а автостартер был полноценным грузовиком, приводило к тому, что на фронтовых дорогах можно было встретить АС-2, спешащих по своим мало кому ведомым делам.
В 1938 году инженер НИАБТП А. Сафронов выступил с инициативой создания стартера на базе уже устаревшей танкетки Т-27, который,
«будучи забронирован и имея на себе вооружение, является средством защиты полевых аэродромов от диверсионных групп противника как с земли, так и с воздуха».
На танкетке требовалось смонтировать (желательно без доработок) агрегаты серийного стартера и предусмотреть механизм отбора мощности. Сафронов писал:
«Для отбора мощности в коробке перемены передач имеется лючок, расположенный сбоку против шестерни постоянного зацепления на промежуточном валике. Привод можно использовать от автоавиастртера. В этом трудности нет».
После рассмотрения предложения Сафронова были составлены требования на аэродромный стартер АС-Т-27 (в ряде источников — АСТ-27, или ACT). Машину предполагалось использовать в качестве
«авиастартера, тягача и средства патрулирования и защиты от диверсионных групп и мелких частей противника в условиях полевого аэродрома».
Большинство агрегатов стартера должны были остаться серийными; специально требовалось изготовить коробку отбора мощности и крепежные узлы.
Испытания проходили в НИИ ВВС на асфальтовых и бетонированных дорожках, а также на целине аэродрома. АС-Т-27 был проверен
«запуском авиадвигателей на всех боевых самолетах, с водяными охлаждениями, которые по условиям запуска являются наиболее тяжелыми».
Отмечалось, что
«подход к самолетам, маневрирование около самолета, устойчивость в условиях запуска (с заторможенной и незаторможенной танкеткой) и отъезд от самолета удовлетворительный, т.е. не наблюдалось явлений произвольного отхода от самолета, колебаний и сползания АС-Т-27 при запуске (даже при высоте хобота в 4,3м)».
При испытании АС-Т-27 как тягача была
«произведена буксировка самолета с красной линии к ангарам в количестве 3-х раз, весом до 16 тн».
В ходе испытаний пробегом по дорожкам и целине аэродрома с максимально (4,3 м) поднятым хоботом АС-Т-27 не имел существенных нареканий по устойчивости. Выяснилось также, что гусеница не портила покрова аэродрома, а установленное на танкетке стартерное оборудование не препятствовало ведению огня.
На основе проведенных испытаний, комиссия в составе председателя т. Стежнева и тт. Абашина, Фролова и Елисеева пришла к выводу, что АС-Т-27 в летних условиях мог использоваться как авиастартер, тягач и для охраны аэродромов. Однако с целью наиболее полного определения его эксплуатационно-технических качеств следовало провести войсковые испытания в осенне-зимних условиях.
Зимний этап испытаний танкетки проходил с 10 января по 13 февраля 1939 г.
По итогам обоих этапов испытаний стартер АС-Т-27 приняли к серийному производству на заводах сельхозмашиностроения в Рязани и Тамбове, которые изготовили партию таких машин. После летне-осенних войсковых испытаний АС-Т-27 распределили по частям ВВС.
Использованы материалы:
https://vk.com/page-17516667_44370918
http://www.uhlib.ru/transport_i_aviacija/avio_03/p4.php
https://alternathistory.livejournal.com/1357504.html
Обязательно делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам действительно понравилась!
И не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала.