Найти в Дзене
avto.pro News

Как выбрать датчик ABS

Оглавление

Датчик ABS – далеко не новое изобретение, являющееся компонентом активной безопасности автомобиля. Впервые такие датчики серийно появились на автомобилях Mercedes-Benz S-класса еще в далеком 1978 году. Название этого датчика расшифровывается как Anti-lock Brake System, или же, переводя на более родной нам язык, антиблокировочная система. Ее назначение: сделать езду более безопасной, предотвращая возможную блокировку вращающихся колес при торможении. Как результат, при торможении сохраняется управляемость и общая устойчивость автомобиля.

Практика показывает, что с системой ABS тормозной путь практически всегда меньше, чем без нее. Однако без специальных датчиков и вычислительного модуля данная система не сможет «следить» за автомобилем. О всех особенностях функционирования рассказывают эксперты Avto.pro.

Как устроен датчик ABS

Конструкция датчика включает в себя 2 элемента: непосредственно датчик возле колеса и индикатор вращения, который закрепляется на ступице колеса, ШРУСе, подшипнике ступицы и т.д. Встречаются следующие виды датчиков:

  • Пассивный датчик. Является несложным электротехническим устройством. Суть его работы сводится к тому, что при прохождении зубчатого колеса через возникающее магнитное поле катушки индуцируется ток, причем его частота и амплитуда напрямую зависят от вращения колеса. Точность работы такого датчика средняя, причем она практически равна нулю при движении на скоростях ниже 5 км/ч;
  • Активный датчик. Бывают датчики Холла и магниторезистивные датчики. В магниторезистивных датчиках имеется специальное кольцо с постоянными магнитами. При прохождении полупроводника через магнитное поле его сопротивление изменяется, что и анализирует блок управления. Датчики Холла являются самыми сложными: за счет перемены магнитного поля кольца на специальной полупроводников пластине, находящейся под постоянным напряжением, очень быстро возникает разность потенциалов, которая снимается специальной микросхемой.

Пассивные датчики не боятся ни воды, ни грязи, ни даже автохимии. Чего не скажешь, например, о датчиках Холла, так как их тонко отлаженная конструкция требует чистоты, полного соблюдения геометрии и отсутствия сильных вибраций.

Почему датчики выходят из строя

Конкретного регламента замены нет. При должной эксплуатации изделие может служить очень долго. При этом подбирается только замена вышедшей из строя детали – парами датчики не меняют.

Если говорить о тех датчиках, что считывают информацию о вращении колес, то они не выходят из строя почти никогда. Причина банальная: нет механических деталей, нет и поломки. Если датчик и перестает работать, то зачастую причина кроется в состоянии проводки и неаккуратной работе мастера на СТО. Разумеется, в случае ДТП риск повредить датчик тоже велик. Есть и другие причины выхода из строя:

  • Плохое состояние зубчатого импульсного кольца. Оно может заржаветь, потрескаться, забиться грязью;
  • Скачки напряжения. Здесь стоит обратить внимание на аккумулятор;
  • Сильные вибрации. Даже устойчивые к механическим нагрузкам датчики не переносят плохих дорог и агрессивной езды по таким дорогам.

И даже это не все. Вам нужно обращать внимание на следующее:

  • Частые включения сигнальной лампочки. Если вы обратите внимание на приборную панель и проследите за работой лампочки, то заметите, что она загорается после старта, после чего спустя пару секунд гаснет. Если датчик неисправен, она загорается несанкционированно;
  • Срабатывания системы, когда торможение нормальное. Причина, скорее всего, кроется не в датчике, а в необходимости «переобуть» автомобиль – старая резина имеет слишком плохое сцепление с дорогой, на что реагирует электроника;
  • Хаотичная работа системы. Здесь причина может крыться и в состоянии импульсного кольца, и, как ни странно, в подшипнике – эти детали взаимодействуют достаточно тесно. Если подшипник люфтит датчик может функционировать неправильно.
-2

Отметим лишь, что вся система ABS не является чем-то крайне необходимым. Но вместе с тем говоря о тормозной системе нельзя не говорить о ее надежности и эффективности. Антиблокировка является как раз тем, что делает торможение устойчивым, безопасным и крайне эффективным. Датчики ABS делаются так, что их ресурс в итоге оказывается очень большим, а ремонтопригодность сводится к нулю. Если они и выходят из строя, то требуют скорейшей замены на новые.

Что об этом говорят водители

Споры не утихают до сих пор. Консервативные водители старых автомобилей утверждают, что система ABS не является чем-то необходимым. Они в некоторой степени правы, ведь безопасность на дороге целиком себе может обеспечить только водитель – электроника лишь оказывает ему небольшую помощь. Однако, задайте себе вопрос: как вы тормозите? Наверняка прерывистыми мягкими нажатиями на педаль. Это имитация работы антиблокировочной системы, которая совершает до 15 таких «нажатий» в секунду. 

-3

Неопытных водителей может смутить легких треск в салоне, а также толчки педали тормоза, которыми сопровождается работа ABS. Бояться здесь нечего – система абсолютно рабочая и исправно регулирует течение тормозной жидкости.

Результаты множества тестов системы ABS показывают, что серьезно на длину тормозного пути она не влияет. Влияние на управляемость только положительное. Если ABS нет, все сложности управления транспортом при торможении водитель берет на себя. Далеко не каждый специалист может справиться с автомобилем в экстренной ситуации – электроника все равно реагирует намного быстрее человека.

Об эффективности торможения

В отказе ABS ничего страшного нет. Система лишь помогает водителю затормозить, а не полностью берет на себя работу тормозов. В случае неисправности стоит быть готовым к возможным сложностям в управлении и риске, что машину занесет. Серьезное влияние на курс и длину тормозного пути оказывает следующее:

  • Состояние покрышек;
  • Состояние тормозных дисков, колодок и суппортов;
  • Состояние элементов гидропривода тормозов;
  • Состояние подвески автомобиля.

Очевидно, транспорт с идеальным состоянием деталей не только хорошо едет, но и хорошо останавливается. Серьезного отношения к себе требуют тормоза и колодки. Система ABS лучше работает именно с дисковыми тормозами.

Выбираем датчик ABS правильно

Советуем ориентироваться в выборе на те запчасти, которые можно найти по VIN-коду автомобиля. Так вы точно найдете решение, подходящее к вашему транспорту. Совместимость деталей также можно выяснить, пользуясь электронными каталогами. Вам нужно будет указать следующее: марка авто, модель, года выпуска, кузов, а также тип мотора.

Советуем обратить внимание на корпус старого датчика и прочитать его код. Зная его, вы сможете легко найти аналогичный или ближайший по характеристикам аналог.

Обращайте внимание на форму запчасти. Она может быть универсальной, а может быть адаптированной под установку на правое/левое колесо.

Экскурс по брендам

Наиболее качественными являются OEM-датчики. Их проверяют на заводе изготовителя, а потом на заводах автоконцерна. В итоге водитель получает долговечную деталь, которая подойдет к его автомобилю. Цена такого оригинала выше цены аналогов.

-4

Однозначными лидерами производства аналоговых датчиков ABS являются Bosch, Textar (Германия), Delphi (США). Особой разницы между их продукцией и OEM-запчастями нет.

Продукцию средней ценовой категории представляют A.B.S. (Нидерланды), JP Group (Дания) и Optimal (Германия). Тому же Bosch их датчики уступают, но в долгосрочной перспективе разве что чаще выходят из строя.

Самые недорогие, но все равно качественные датчики представлены тройкой немецких производителей: Dello, AutoMega, Torpan. Если вы хотите сэкономить, покупайте продукцию одной из этих фирм, а не какого-нибудь «нонейма».

Вывод

Система ABS, оборудованная множеством датчиков, серьезно помогает водителю на дороге. Эта приятная особенность современной автомобильной электроники сделала вождение безопасным и комфортным. Однако не забывайте о том, что даже самые «умные» тормоза не будут делать работу за вас. Конечно, уже есть автомобили с автопилотом, как-то Tesla S, но и они не лишены недостатков. Не забывайте о внимательности за рулем и о бережном отношении ко всем узлам своего транспортного средства – он служит вам верой и правдой, но в случае поломок двигателя, ходовой или тормозной системы может действовать непредсказуемо.

С полной версией статьи можете ознакомиться здесь.

Авто
5,66 млн интересуются