Мая́к — средство навигационного оборудования побережья крупных водоёмов в виде капитального сооружения, нередко башенного типа, предназначенное для сопоставления наблюдаемой судоводителем картины с определённым местом на географической карте, имеющим точно установленные координаты, что способствует установлению места судна на водной поверхности.
Основное требование, предъявляемое маяку, – легкость их обнаружения при любых погодных условиях. В далекие годы это было возможно лишь с помощью световых сигналов, подаваемых маяком. Современное обнаружение чаще всего происходит не визуально, а с помощью средств радиолокационного наблюдения. Но несмотря на это визуальное наблюдение остается очень важным в судоходстве, поэтому маяки делают выделяющимися на фоне окружающей среды.
По месту установки маяки делят на:
1) береговые, они устанавливаются на побережье или в близких к нему местах, например, на прибрежных островах
2) плавучие, также их иногда называют морскими. Их применяют вдали от береговой линии и в качестве лоцманской станции (это место, где можно получить лоцмана, который поможет при дальнейшей навигации). В качестве плавучего маяка используют специальное судно, оснащённое ярким источником света.
По назначению маяки подразделяют на:
1) опознавательные - такой маяк всегда одиночный и служит для обозначения определенной точки, которая может указывать на опасный участок или места, где суда изменяют курс;
2) створные - этот вид маяков характеризуется тем, что маяки обязательно стоят в паре и, как правило, они разной высоты. Такая система была введена в Европе в 1837 году и получила название «Ведущие огни».
Дальний маяк выше ближнего и если корабль идет верно, то по его курсу можно наблюдать сразу 2 маяка, один над другим.
Для упрощения судами опасных мест башня маяка может иметь характерную окраску из разноцветных полос «дневная метка». В ночных условиях ее заменяет система секторных огней.
Белый цвет обозначает безопасный для прохода сектор, красный обозначает левую от безопасного сектора область, а зеленый - правую. Таким образом они позволяют определить, с какой стороны судно подходит к маяку.
Исторический факт: первый маяк был построен в 3 веке до нашей эры вблизи египетского города Александрии, на острове Фарос. Строился он 12 лет и был настолько большим для того времени, что удостоился звания одного из семи чудес света.
P.S. Рекомендуем статью о том ка корабли преодолевают дамбы ГЭС!
Спасибо за дочитывание! Если статья была интересной, ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал.