Решение задачи вождения судов с помощью магнитных компасов принимало все более глобальный оборот.
В 1859 году, во Франции, в Тулоне спустили на воду первый в мире броненосец "Глюар", вся надводная часть которого была покрыта пластинами стали толщиной в 12 см. Почти тут же броненосцы начинают строить Англия, Германия, США.
К 1890 году толщина стальной брони достигает 50 см, водоизмещение 12 000 тонн, а мощность 12 000 лошадиных сил. Это настоящие громадины из стали.
К концу 19 века на кораблях появляется электричество, сначала только для освещения, потом приходят электродвигатели и механизмы на основе электродвигателей. Обстановка для работ компасов становится все более сложной. К влиянию на компасы значительных масс железа и стали присоединяется магнитное действие электрического тока.
Рождается целая наука - теория девиации, учившая как нейтрализовать вредные воздействия корабля на свой же компас. С подводными лодками дело было еще хуже. На них, окруженный со всех сторон токами высокого напряжения, компас мог запросто показать вместо севера на восток или запад.
В начале 20 века несколько ученых из разных стран берутся за создание нового устройства для судовождения. До этого времени создание гирокомпаса было невозможно из-за недостаточной развитости техники. А в начале 20 века появляются асинхронные электромоторы, высококачественные сорта стали, шариковые подшипники - задача превращения гироскопа в гирокомпас становится решаемой.
Первый гирокомпас появился в 1908 году в Германии, которая стремительно начала развивать свой торговый и военный флот. Честь создания принадлежит немецкому физику Герману Аншютц-Кемпфе. В 1908 году он получает патент на свое изобретение в Германии.
А в 1926 году фирма "Аншютц и К" - ведущее предприятие по разработке и производству морских гирокомпасов.
Принципиальная схема гирокомпаса Аншютца-Кемпфе не очень сложна. Волчок с горизонтальной осью устанавливается на поплавок. Внизу поплавка для устойчивости прикреплен груз. Поплавок находится в свободном состоянии на поверхности жидкости. Если гироскоп привести в быстрое вращение (5000 оборотов в минуту и больше), то такой аппарат становится очень чувствительным к направлению географического меридиана и сам собой устанавливается так, что один конец волчка направляется точно к северу, а другой конец к югу.
Что же заставляет волчок располагаться по меридиану? Сама Земля.
Почему это происходит, об этом в следующей статье.