Найти тему

Творцы машин. Кто первым изобрел гирокомпас для навигации корабля.

Решение задачи вождения судов с помощью магнитных компасов принимало все более глобальный оборот.

В 1859 году, во Франции, в Тулоне спустили на воду первый в мире броненосец "Глюар", вся надводная часть которого была покрыта пластинами стали толщиной в 12 см. Почти тут же броненосцы начинают строить Англия, Германия, США.

Броненосец "Глуар". Источник: Википедия.
Броненосец "Глуар". Источник: Википедия.

К 1890 году толщина стальной брони достигает 50 см, водоизмещение 12 000 тонн, а мощность 12 000 лошадиных сил. Это настоящие громадины из стали.

К концу 19 века на кораблях появляется электричество, сначала только для освещения, потом приходят электродвигатели и механизмы на основе электродвигателей. Обстановка для работ компасов становится все более сложной. К влиянию на компасы значительных масс железа и стали присоединяется магнитное действие электрического тока.

Первый броненосец с полностью металлическим корпусом. 1860 год. Источник: Википедия.
Первый броненосец с полностью металлическим корпусом. 1860 год. Источник: Википедия.

Рождается целая наука - теория девиации, учившая как нейтрализовать вредные воздействия корабля на свой же компас. С подводными лодками дело было еще хуже. На них, окруженный со всех сторон токами высокого напряжения, компас мог запросто показать вместо севера на восток или запад.

В начале 20 века несколько ученых из разных стран берутся за создание нового устройства для судовождения. До этого времени создание гирокомпаса было невозможно из-за недостаточной развитости техники. А в начале 20 века появляются асинхронные электромоторы, высококачественные сорта стали, шариковые подшипники - задача превращения гироскопа в гирокомпас становится решаемой.

Первый гирокомпас появился в 1908 году в Германии, которая стремительно начала развивать свой торговый и военный флот. Честь создания принадлежит немецкому физику Герману Аншютц-Кемпфе. В 1908 году он получает патент на свое изобретение в Германии.

Герман Аншютц-Кемпфе. Автор: неизвестен - http://www.schleswig-holstein.de/Wirtschaft/DE/Standortmarketing/Wirtschaftsland/wirtschaftslandarchiv/ausgabe19_2008/bilder/schwerpunkt_geistesblitze_bootstour_280__blob=normal.jpg, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=59435656
Герман Аншютц-Кемпфе. Автор: неизвестен - http://www.schleswig-holstein.de/Wirtschaft/DE/Standortmarketing/Wirtschaftsland/wirtschaftslandarchiv/ausgabe19_2008/bilder/schwerpunkt_geistesblitze_bootstour_280__blob=normal.jpg, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=59435656

А в 1926 году фирма "Аншютц и К" - ведущее предприятие по разработке и производству морских гирокомпасов.

Современный гирокомпас типа Аншютц-Кемпфе в разрезе. Автор: Stahlkocher - Сфотографировано загрузившим, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=432914
Современный гирокомпас типа Аншютц-Кемпфе в разрезе. Автор: Stahlkocher - Сфотографировано загрузившим, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=432914

Принципиальная схема гирокомпаса Аншютца-Кемпфе не очень сложна. Волчок с горизонтальной осью устанавливается на поплавок. Внизу поплавка для устойчивости прикреплен груз. Поплавок находится в свободном состоянии на поверхности жидкости. Если гироскоп привести в быстрое вращение (5000 оборотов в минуту и больше), то такой аппарат становится очень чувствительным к направлению географического меридиана и сам собой устанавливается так, что один конец волчка направляется точно к северу, а другой конец к югу.

-5

Что же заставляет волчок располагаться по меридиану? Сама Земля.

Почему это происходит, об этом в следующей статье.

Предыдущую статью из цикла "Творцы машин" - "Почему магнитные компасы неправильно работают на железных судах", Вы можете прочитать, пройдя по этой ссылке.

Подписывайтесь, делитесь в соцсетях. Не забывайте про лайки. Спасибо.