Первые пять опытных мотоциклов — от Иж-1 до Иж-5 — были созданы коллективом под руководством небезызвестного инженера Петра Владимировича Можарова еще в 1929 году. Все машины были разными по конструкции и на большинстве стояли иностранные силовые агрегаты.
Наиболее интересными из прототипов были Иж-1 и Иж-2, с оригинальным двухцилиндровым V-образным мотором рабочим объемом 1200 куб. см и мощностью 24 л.с., рамой из штампованных элементов и передачей на заднее колесо валом.
Причем двигатель (с принудительным охлаждением на Иж-2) располагался в раме так, что ось коленвала совпадала с продольной осью мотоцикла — практически не использовавшееся в те годы техническое решение, много позже с успехом примененное на “Мото Гуцци”.
Новый этап в развитии марки начался в 1932 году на новом Ижевском мотоциклетном заводе, где было решено выпускать мотоциклы, аналогичные ленинградской модели Л-300 “Красный Октябрь”, которая, в свою очередь, являлась копией немецкого “ДКВ Люксус 300”.
В чертежи Л-300 внесли ряд изменений и присвоили индекс “Иж-7”. Новая машина отличалась прежде всего отсутствием массивных защитных щитков, плоских подножек и багажника. Изменилась конструкция передней вилки, а также профиль переднего и заднего крыла. Количество спиц на колесах увеличилось с 36 до 40.
В 1938 году с конвейера сошла новая модель — Иж-8. Ходовая часть мотоцикла осталась без изменений, а вот степень сжатия была увеличена, в результате чего мощность двигателя поднялась до 8 л.с. (максимальная скорость возросла до 90 км/ч против 85 км/ч у Иж-7). На мотоцикл было установлено передовое по тем временам электрооборудование: маховичное магнето, отдельный генератор с ременным приводом, аккумулятор, задний фонарь и мощная фара.
В 1939 году появился Иж-9, который внешне отличался от своих предшественников двумя глушителями и двумя трубами системы выпуска. Были кардинально изменены конструкции поршня и цилиндра, внесено много усовершенствований в ходовую часть.
В 1940 году была собрана опытная партия мотоциклов Иж-12: в “девятую” раму был вмонтирован четырехтактный верхнеклапанный двигатель (350 куб. см) от ленинградского Л-8. Однако, война помешала освоению этой модели.
Так уж вышло, что в советской зоне оккупации Германии оказались производственные площади фирмы ДКВ в городе Цшопау. Оттуда в Ижевск были привезены чертежи и техника, а также группа сотрудников предприятия под началом главного инженера ДКВ Германна Вебера. Совместными усилиями началось освоение мотоцикла, названного Иж-350 (по сути это была точная копия “ДКВ NZ 350/1”).
В послевоенное время завод полностью переключается на создание таких спортивных моделей, как Иж-350С, Иж-50, Иж-54, Иж-55. И только в 1951 году появляется новый серийный мотоцикл Иж-49. Из наследия ДКВ на нем оставался штампованный передний конверт рамы с силовым агрегатом и бензобак с рычагом ручного переключения передач. Передняя вилка стала телескопической, а задняя подвеска — свечной, обе с пружинно-гидравлическими амортизаторами. Позднее мотоцикл дополнила боковая коляска.
В 1959 году эту модель сменил Иж-56, получивший облегченную трубчатую раму и маятниковую заднюю подвеску, цепь привода заднего колеса была скрыта в герметичном кожухе. Карбюратор вместе с воздушным фильтром располагался под съемным алюминиевым обтекателем. Мощность двигателя возросла до 14 л.с.
В 1954 году начались первые проработки нового двигателя — двухтактного, с двумя наклонными вертикальными цилиндрами. За образец был взят силовой агрегат только-только появившегося мотоцикла “ДКВ RT 350”, но, в отличие от прототипа, ижевские конструкторы сделали не один, а два коленчатых вала, соединив их в середине картера дополнительным маховиком.
При рабочем объеме 347 куб. см мотор развивал мощность 18 л.с. Опытные образцы машины, названной Иж-58, в 1961 году превратились в серийный двухцилиндровый “Иж-Юпитер”, а на следующий год на поток встала одноцилиндровая модель “Иж-Планета”.
Нужно признать, что эволюция “Ижей” была довольно вялотекущей — таковы последствия административно-хозяйственного регулирования, когда считалось, что раз спрос есть, значит, коренная модернизация не нужна. Как итог, переход к рыночным отношениям в начале 90-х годов завод встретил с технически устаревшими моделями.
После обвального падения спроса на внутреннем рынке предприятие начало экспорт в страны Третьего мира — это еще больше затормозило развитие, поскольку там пользовались спросом лишь самые дешевые мотоциклы в самой простой комплектации.
Так началось постепенное угасание завода “Ижмаш”— это тем более обидно, потому что конструкторы предприятия всегда демонстрировали свой высочайший потенциал, о чем говорят многочисленные экспериментальные разработки (“Иж-Сатурн”, “Иж-Сириус”, “Иж-61К”, “Иж-555” и многие-многие другие).
Интересное в "МотоМире":
• Эскортный Иж-8.201 "Вега" — одобрен спецслужбами СССР
• Спасибо деду и BMW за победу
Дорогие друзья, подписывайтесь и делитесь нашими публикациями в социальных сетях — это поможет нам в развитии канала и создании новых интересных статей! Спасибо за внимание! Ждем Вас в нашем музее!