Электромобили - главная тенденция последнего десятилетия всех автовыставок развитых стран. В Японии, например, государство субсидирует покупку электромобилей и гибридов - Toyota Prius там стоит примерно как Auris. В Лондоне придётся заплатить пошлину за въезд в центр города, только если у вас не электромобиль.
В России дела обстоят совсем иначе. Мы электромобили не любим, и вот почему.
1. Стоимость
Конечно, и в России есть электромобили за 400-500 т.р. Например, китайская электрокопия Daewoo Matiz, однако, это тяжело назвать полноценным автомобилем.
В России любят кроссоверы. Большие и полноприводные. Вот только кроссовер с электротягой стоит как небольшой самолёт. Например, новая Tesla Model Y, на которую дистрибьютор стал принимать заказы, в самой доступной версии стоит 4,8 млн рублей. Это примерно как BMW X5 или Audi Q7. А ведь у Теслы за эти деньги нет даже полного привода и внедорожные способности на уровне какого-нибудь Renault Sandero.
2. Запас хода
В этом направлении у электромобилей, бесспорно, динамика положительная. Прежние 100-200 км пробега за 5 лет превратились в 300-400. Но это только в идеальных условиях. В реальной жизни вы включаете фары, поворотники, слушаете музыку, часто крутите руль, включаете кондиционер, заряжаете телефон и делаете ещё массу вещей, которые съедают бесценные киловатты аккумулятора. Реальный пробег снижается примерно... в 2 раза!
Не буду голословным. Новый Audi e-tron на прошлой неделе сертифицировали в Америке. Завод заявляет о 400 км пробега на одном заряде аккумулятора. Американцы отключили всё, что могли, ехали максимально экономично и смогли проехать... лишь 328 км. А этот кроссовер стоит 4,9 млн рублей. Зимой в России Audi e-tron протянул бы не более 200-250 км без пробок.
3. Время заряда
Здесь всё просто. Пока аккумулятор на те же 300-400 км хода будет заряжаться дольше, чем заправляется 40-литровый бак - нас это не устроит.
В среднем аккумулятор электромобиля заряжается 8 часов. Не у каждого есть частный дом, где автомобиль можно поставить на зарядку на ночь, как мобильник. У наших парковок на работе нет розеток, как и во дворах многоэтажных домов. А чувствовать себя военным связистом, протаскивая кабель с 8 этажа до детской площадки - удовольствие сомнительное.
4. Ограниченность ассортимента
Если в Европе и Америке почти у каждого бренда есть 1-2 электромобиля в линейке, то в Россию перестали поставлять и те крохи, который у нас были. Я имею в виду Nissan Leaf и Mitsubishi i-MiEV.
Мечтать о Chevrolet Volt или Opel Ampera даже не приходится. Остались лишь нишевые Tesla и несколько премиальных моделей, вроде Jaguar i-Pace за 6,3 млн рублей. С таким положением дел тяжело говорить о любви к электромобилям, так позволить себе их любить могут лишь немногие.
5. Знание устройства
Как ни странно, но это тоже важный фактор, который отпугивает потенциальных покупателей электромобилей, причем не только в России, но и в мире. Авторитетное издание WhatCar провело опрос читателей и по их данным устройство электромобиля знакомо автовладельцам в среднем в 1,5 раза хуже, чем обычного бензинового или дизельного.
У покупателя остаётся определенный страх: наверное, автомобиль очень сложный и чаще будет ломаться. Также возникают трудности с ремонтом. Если топливные двигатели устроены примерно одинаково, то ремонтировать электромотор вам решаться даже не в каждом городе России. Другими словами: сломалась ваша Тесла - везите в Москву на эвакуаторе. Ну или в местное трамвайное депо - там тоже электромоторы чинят. Кувалдой.
Итог:
Конечно, есть и другие трудности электрификации частного транспорта в России. Например, отсутствие зарядных станций как таковых. В Москве и Питере можно насчитать по десятку, но в остальных городах - пустота. Видимо, в ближайшие пару десятков лет самые продвинутые автовладельцы России так и будут довольствоваться гибридами. Это и понятно, тот же Prius сможет довезти вас до дома, даже если заряд аккумулятора закончится где-нибудь в дороге под Усть-Ильимском.