Найти в Дзене
4R.ru

Как вернуться за руль после аварии? Жесткие инструкции

Оглавление

Психологи и профессиональные автоспортсмены уверены: после ДТП боятся снова водить те, кто привык считать себя лучше других. И бороться со страхом поможет простая скромность.

Руль выдернуло из рук, машина перестала слушаться, в лобовом стекле стремительно приближается кювет, прямо в лицо с горячим хлопком раскрывается подушка безопасности… Или вы всего лишь поцарапали около дома припаркованную машину, но руки до сих пор трясутся, в голове проносятся мысли «Со мной такого не могло случиться», перебираете в памяти воспоминания и никак не можете решиться сновать подойти к своему автомобилю и сесть за руль? 4R.ru опросил психологов и профессиональных автоспортсменов — оказалось, в большинстве случаев с таким страхом бороться несложно. Рассказали они и про серьезные методы борьбы с настоящим посттравматическим синдромом (ПТРС).

В материале не идет речь о психологических последствиях ДТП с гибелью родных и близких, после которых за руль действительно садиться нет сил и желания. Здесь нужна работа узких специалистов. А вот от страхов после менее трагических аварий, даже серьезных, избавиться может сам человек, если осознает их.

Больше всего переживают после аварий горделивые нескромные люди

Звучит обидно? Но это факт. Послушайте истории тех, кто после аварии боится садиться за руль. Они обычно причитают: «Со мной такого не могло случиться!» То есть со всеми другими простыми обывателями могло, а с ними, уникальными и особенными, не могло.

«Месяц назад я попала в ДТП. До этого ездила 4 года, все было идеально. Всегда думала, что СО МНОЙ такого не может случиться. Но вот ехала по улице, и в меня буквально влетела другая машина! Причем именно в тот бок, где мое водительское сиденье. Хорошо, что движение было достаточно плотное и скорость небольшая. Повреждения у машины не очень серьезные. Но СТРАХ!!! хоть виновник ДТП и не я, но все равно чувствую, что не доглядела, надо было внимательнее смотреть… После того случая не могу себя заставить сесть за руль. Машина стоит во дворе, я на работу на трамвае или маршрутке. Пыталась ездить, но не получается перебороть себя. Думаю, может, это знак, что мне не стоит водить, что я плохой водитель…»

Этот рассказ — наглядный пример. С ней такого случиться не могло, а раз случилось — то это катастрофа. Более того — это знак от самой Вселенной, что она плохой водитель, руль не ее судьба.

-2

Вселенная (судьба, черт, в общем какая-то внешняя сила) в эгоцентричных мыслях таких испуганных автомобилистов всегда вращается вокруг них. Вот еще одна цитата водителя, с которым «такого случиться не могло», но «как-то случилось само»:

«Я перепутала педали газа с тормозом. Простить себе такой ошибки не могу. Я даже себе представить не могла, как это возможно… И после аварии понять не могу, какой черт меня за ногу дернул… У меня нога слетела с педали тормоза на газ, и я вместо того, чтобы остановиться, разогналась с расстояния метра 2−2,5, не успела понять, что я творю… Короче, страх теперь именно по той причине, что понять не могу, как могло такое произойти (езжу в удобной обуви без каблуков) и предотвратить не смогла аварию».

Как бороться: вспомнить про скромность и понять, что не все у вас под контролем

Вы уверены, что у вас все должно получиться хорошо, нет — идеально! Раз ошибка воспринимается вами как катастрофа. И это отнюдь не достоинство, это — гордыня. Вы ничем не лучше других людей, поэтому и с вами такое могло случиться. А Вселенная знаки вам посылать не нанималась, у нее есть дела поважнее.

Если в аварии виноват другой, но все равно страшно — это претензия на гиперконтроль

Казалось бы, если вы все делали правильно, а виновником аварии стал другой водитель, то страхов перед вождением быть не должно. Но многих пугают именно такие ДТП. Ведь получается, что даже если ты вел себя хорошо, все равно можно попасть в неприятности! Ага, так и получается. А если водитель уверен, что он может все контролировать и предвидеть все дорожные ситуации, то это неуважение к другим, за которое всегда приходится расплачиваться «психологическими травмами».

Почему неуважение? Потому что в этом мире не все зависит от вас, есть другие участники движения со своей волей и со своими ошибками. Гиперконтроль — это личностный недостаток, мнимое превосходство над другими.

«После аварии даже в маршрутках страшно ездить, когда они превышают скорость, ибо резко поворачивают и т. д.»

-3

Как бороться: надо осознавать, что вы обычный человек, и если вы что-то не смогли и не можете на что-то повлиять — это не конец света. Для света уж точно. И контролировать все вам неподвластно, в том числе аварии.

Трудно вернуться за руль тем, кто всегда «достоин большего»

Опять-таки это идет от нескромности. Вот откровения:

«Чувак так хорошо влетел, что у меня подушки открылись и я получила сотрясение. Реально страшно до сих пор за руль садиться, до этого 3 года ездила без происшествий. Но как сажусь, сразу картина перед глазами открытой «огненной» подушки встает. Очень страшно. Раньше ездила шустренько и ловко. Теперь тащусь как черепаха…»

-4

И в чем проблема ездить медленно и не страдать? В том, что крутой водитель должен ездить быстро, а раз не может — значит неохота за руль вообще садиться.

Как бороться: признать, что нужно время на адаптацию, и смириться с тем, что ездить медленно не позор

«Как человек, побывавший в куда более серьезной аварии (перевернула на 360 градусов джип), могу сказать, что поможет только садиться за руль. И ехать. Другого варианта нет просто. Или не садиться больше за руль никогда. Правда, я полгода ездила со скоростью 40 км/ч в самом правом ряду, а то и по бровке шоссе. Но ничего, 4 года прошло, забылось».

Эта история иллюстрирует следующий важный пункт — за руль надо возвращаться как можно быстрее.

Отвыкают от руля те, кто дал себе поблажку погоревать

После аварии (если все в порядке с физическим здоровьем, разумеется) нужно как можно быстрее вернуться к вождению.

«Живу в Подмосковье, но иногда по делам езжу в Москву. Один раз зимой ехал по МКАДу, в правом ряду, на скользкой дороге машину занесло, скатилась на обочину, почти свалилась в кювет. Остановился, закурил, руки трясутся. Хотелось бежать как можно дальше от машины! Но звонить некому, домой возвращаться надо. Пообещал себе, что доберусь потихоньку до дома и за руль больше никогда! Поехал — и успокоился, страхов потом не было».

Специалисты в один голос утверждают, что если после аварии сделать перерыв, то страх наверняка появится. Подробно об этом 4R.ru рассказал основатель автошколы контраварийного и экстремального вождения, автоспортсмен Геннадий Брославский. «После ДТП ступорное состояние психики, даже у гонщиков такое бывает. На стоп-кране буквально. Многим кажется, что время лечит. Авария не тот случай! Машиной нам помогают управлять мышечные рефлексы. Поэтому после перерыва душу вылечишь, а навыки растеряешь. И будет страшно садиться за руль».

-5

«После аварии точно нельзя засиживаться в самоедстве, жалости к себе. Можно сравнить с физической травмой, после которой надо снять гипс со сломанной ноги и разрабатывать ее. Тогда не потеряется подвижность суставов, вернется функциональность. Нельзя долго страдать после аварии», добавил гонщик.

Нытики больше других рискуют столкнуться со страхом после аварии

Навязчивое желание прокручивать в голове обстоятельства аварии снова и снова преследует человека. Чаще всего к этому приводит предыстория: страдалец много обсуждал происшествие с близкими, жаловался на обстоятельства и собственную никчемность, переживал. В результате воспоминания стоят перед глазами, а родные и друзья задумчиво протягивают: «Может, тебе действительно пока не стоит водить… Может, это не твое…»

-6

Как бороться: окей, именно вам сила воли не помогает, но есть осязаемые физические способы отвлечься.

«Ситуацию с ДТП не изменить. Нельзя изменить — надо изменить отношение. Проще всего это сделать, если отвлечься на что-то другое. Желательно на то, где есть моторика, движения ног и рук. Там, где требуется мышечная работа, это первый этап решения психологических проблем. Бегаете? Увеличьте время пробежек. Любите музицировать? Делайте это по три часа в день. В движении приходят расслабление и отвлечение. Это не перечеркивает опыт, но это работает как спортивный массаж после гипса», объяснил Геннадий Брославский.

Массаж — это раз, а два — работа после травмы в спортзале.

Курсы контраварийного вождения и реабилитация после ДТП

Такие уроки проводят во многих хороших автошколах и академиях вождения. Вот что рассказал основатель автошколы контраварийного и экстремального вождения Геннадий Брославский: «Спортзалом в реабилитации я называю автодром, безопасная территория, на которой люди через игру возвращаются к вождению».

Инструкторы и психологи могут помочь адекватно проанализировать, а не через призму страданий и страхов. Вы тоже можете так сделать, создав себе подходящую обстановку.

-7

«Упражнение по психологической разгрузке. Важно получить безэмоциональный анализ воспоминаний того, что случилось. Вот человек едет на комфортной скорости по комплексной трассе на автодроме с привычными элементами дороги, они расслабляют. На физическом плане психотравмы дают зажимы венозных ходов в шейном отделе, туда входят лопатки и плечевой пояс. Надо, чтобы ученик работал только руками — например, вращал руль. Упражнения по рулению простые, они расслабляют. Работают плечевой пояс, расслабляется верхняя часть туловища, которая отвечает за кровоток в мозг. И вот тогда можно детально проанализировать произошедшее».

Если это все же ПТРС

Возможно, после аварии, даже не слишком серьезной, вас действительно накрыл настоящий посттравматический синдром, и нескромность и гиперконтроль тут ни при чем. Тогда опять же, не берите на себя слишком много и обратитесь к психологу. А то скоро будете бояться и в маршрутках ездить.

www.4R.ru Автор: Светлана Алеева