Китайские паркетники будут захватывать российский авторынок. Как разобраться в этом потоке малопонятных брендов из Поднебесной.
Все чаще и чаще в информационной ленте мелькают сообщения о том, что на отечественный авторынок выходит тот или иной автомобиль китайского бренда. От обилия каких-то странных названий уже никуда не спрятаться. Мы решили разобраться, на какие автомобильные марки из Поднебесной все же стоит обратить внимание.
Несколько лет назад во время визита в Поднебесную высших руководителей страны в интернет-пространство была запущена информация, что отечественный автогигант КАМАЗ будет выпускать кроссоверы китайской марки Hawtai. Но если порыться в отчетах Ассоциации европейского бизнеса по продажам автомобилей в России, вы безуспешно будете искать автомобили данного бренда. В списках можно встретить Brilliance и BYD, Changan и Lifan, Chery и Zotye, Geely и Haval, а также Haima и FAW. Но Hawtai почему то не обнаружите.
В мировых автомобильнгых рейтингах мелькают такие малознакомые нашим автомобилистам названия китайских брендов как Baojun, Xingyuan, Hanteng, а автомобили марки Wuling считаются самым продаваемым на огромном 27-миллионном авторынке КНР.
Но вернемся в родные автопенаты. При суммарных продажах 1,8 млн автомобилей на отечественном авторынке на долю китайских автомобилей пришлось в прошлом году всего 35 тысяч, или около 2 %.
Но вся беда китайских марок в том, что их присутствие на рынке какое-то зыбкое. Вот например, несколько лет работала в России марка Haima, теперь ее нет. На черкесском автозаводе Дервейс собирали автомобили Lifan, теперь у завода трудности и сборка из китайских машинокомплектов прекращена.
При таком положении дел простому российскому автомобилисту как-то боязно обращаться к дилеру марки из Поднебесной, даже если приглянулся автомобиль. А как его затем продать на вторичном рынке?
Потребителю необходимо понимание, что данный китайский автомобильный бренд пришел к нам всерьез и надолго.
Необходимо дать потребителю почувствовать, что китайские автопроизводители имеют более осязаемые предпосылки к дальнейшей представленности и развитию. Кто является ключевыми драйверами роста в среднесрочной перспективе на автомобильном рынке РФ?
Можно указать на три марки из Поднебесной – Geely, Haval, Chery. И вот почему. Во-первых, организация производства своих автомобилей на территории РФ либо на собственных производственных мощностях, либо с серьезным российским партнером, либо на территории стран Таможенного союза.
Например, Geely построила свой собственный завод BelGee в Белоруссии, где выпускает кроссовер Atlas. Мощность предприятия 60 тыс. автомобилей. Явно авторынок соседней Республики Беларусь мал для такого производства, и оно будет вынуждено экспортировать автомобили белорусской сборки в РФ.
Другой хорошо знакомый китайский бренд Chery. Все новые автомобили Chery в данный момент импортируются в Россию из Китая. Cотрудничество с черкесским заводом Derways прекращено из-за финансовых трудностей предприятия, а новый локальный партнер до сих пор не был официально назван. Говорят о сборке Chery на калининградском заводе «Автотор». Дело в том, что калининградское автосборочное предприятие должно заключить с правительством Специальный инвестиционный контракт (СПИК), но подписание документа по разным причинам задерживается.
Но на днях в базе Росстандарта появилось «Одобрение типа транспортного средства (ОТТС)» причем сразу на несколько моделей Chery, производителем которых указано ООО «Автотортехобслуживание», с таким же юридическим адресом, как и у головного предприятия Автотор. Документ выдан на кроссоверы моделей Chery Tiggo 4, Tiggo 5 и Tiggo 7 (с версией Tiggo 7S). Срок действия — три года.
Но сегодня среди всех китайских брендов наиболее далеко идущие планы в России у Haval. В текущем квартале китайский автопроизводитель запускает в Тульской области свой собственный автозавод мощностью 150 тысяч автомобилей.
Первой моделью российского производства станет кроссовер Haval F7 длиной 4620 мм, представленный прошлым летом: российские продажи этих машин начнутся в июне. Сертификация уже завершена и вот-вот на «семерку» будет выдано Одобрение типа транспортного средства. Руководство российского представительства марки называет главными конкурентами кроссоверы Hyundai Tucson (от 1 млн 444 тысяч рублей) и Mazda CX-5 (от 1 млн 559 тысяч рублей), но обещает, что Haval F7 окажется примерно на 15% дешевле.
Планы продаж, как всегда, у китайских автопроизводителей амбициозные: в этом году Haval планирует реализовать уже 15 тысяч машин! Для этого уже к концу года дилерская сеть будет расширена с нынешних 40 до 80 автосалонов, а вдобавок компании предстоит серьезная работа над узнаваемостью бренда и формирование лояльности покупателей. Одна из озвученных мер привлечения клиентов — увеличение гарантийного пробега со 100 до 150 тысяч километров (трехлетний срок сохранится) начиная с модели F7.
Также при заводе в Туле откроют склад запчастей, на котором будет храниться примерно 95% ассортимента деталей. Но в резкий скачок продаж с двух до 15 тысяч машин все равно верится слабо: на деле такой рост потребует несколько лет. Но ведь главное, начало.