Первая боевая машина, получившая прозвище «Крокодил», была создана в 1968 году. С тех пор появилось множество усовершенствованных модификаций вертолета Ми-24. По тактико-техническим характеристикам он и сегодня не уступает многим современным образцам.
Вертолёт Ми-24 — первый боевой вертолёт в СССР и Европе. Разработанный авиаконструктором Милем ещё в начале 70-х гг., до сих пор успешно справляется с боевыми задачами и несёт службу в армиях многих стран мира. В том числе и российской.
Основные модификации
- Ми-24К — разведывательно-корректировочный вертолёт.
- Ми-24П — отличающийся вооружением.
- Ми-24 ПН — предназначенный для ночных заданий.
- Ми-24ПС — полицейский патрульно-спасательный вариант.
- Ми-24Р — машина, предназначенная для РХБ-разведывательных подразделений.
- Ми-24РА — усовершенствованная версия предыдущей модели.
- Ми-24ХР — вертолёт для работы подразделений радиохимической разведки в заражённых районах.
- Ми-35ПМ — отличались новыми винтами, изготовленными из композиционных материалов.
Кроме перечисленных модификаций, более 15 различных моделей было собрано по заказу иностранных государств и с учётом индивидуальных замечаний заказчиков.
Достоинства и недостатки лётной боевой машины
Среди достоинств вертолётов серии Ми-24 в первую очередь следует отметить невероятную «живучесть» и неприхотливость машин. Это стало причиной присвоения машине статуса неубиваемой. Отличная бронезащита, предохраняющая пилотов и двигатель машины, делают её практически неуязвимой с земли. Единственное, чего следует опасаться летчикам — это крупнокалиберного оружия.
Из недостатков можно отметить явный промах конструкторов в соотношении веса и мощности двигателей. Маневрирование и зависание не являются стихией — ему более присуща скорость.
Также на машине нет современной оптики и автоматических систем наведения на цель и ведения огня, что в случае ведения боевых действий вынуждает входить в зону поражения ПВО противника. Именно это стало причиной потерь во время боевых действий.
К теоретическим недостаткам можно отнести построение салона, предназначающегося для транспортировки десанта. Это существенно увеличило вес машины, хотя за всю историю боевого применения войсками СА и МО РФ ни разу не использовалось.
Все перечисленные недостатки машины уходят в прошлое, так как сегодня ведётся активная замена на более адаптированные под современные условия Ми-28Н.
Боевое применение Ми-24
Первым боевым крещением Ми-24 стала Эфиопо-Сомалийская война (1977-1978 гг.). В первые годы войны в Афганистане талибы, в силу отсутствия вооружения, позволяющего противостоять советским машинам, не могли ничего сделать. Однако начиная с 1983 и до самого вывода войск количество сбитых вертолётов увеличивалось с каждым столкновением. Причиной стало пополнение вооружения моджахедов советскими ПЗРК «Стрела-2» и американскими «Стингерами». По неофициальным данным, за период противостояния было утрачено 127 советских Ми-24.
С афганской войны русские солдаты начали красить свои машины в устрашающие цвета, пренебрегая заводским камуфляжем. Один из таких экземпляров показан на фото чуть ранее.
Вертолёты советской, а позже российской армии, принимали участие во всех конфликтах и столкновениях. Потери были не в каждом из них, а только в некоторых:
- Абхазская война (1992-1993) — 1 единица.
- Первая чеченская (1994-1996) — 7.
- Вторая чеченская и последующие годы (1999-2005) — 23.
- Конфликт в Ираке (с 2011) — 4.
Несмотря на существенные потери, ущерб противнику, нанесённый русскими вертолётами, оценивался намного существеннее.
Интересные факты
История эксплуатации и боевого применения Ми-24 насчитывает несколько десятков лет, приближаясь к отметке полувека. За это время боевая машина обросла многочисленными историями и интересными фактами, некоторые из которых будут приведены далее.
В Афганистане, в мае 1983 г. лётчик, израсходовавший весь боекомплект, продолжал имитировать атаку, разгоняя грозным видом душманов. Этим он спас роту десантников, сумевших отступить на безопасную позицию.
Несколько раз Ми-24 снялся в кино. Например, в картине «Рэмбо 3» на нём производилось нападение на афганскую деревню. В результате герой Сталлоне сбил его из гранатомёта.
В период ирано-иракской войны (1980-1988) один Ми-24, стоявший на вооружении иракской армии, за первые 3 месяца боевых столкновений подбил 55 танков противника, оставив его без тяжёлой бронетехники.
Одной из причин получения статуса «неубиваемого» Ми-24 стал уникальный двигатель. Его результативность и безотказность просто поражает воображение. После войны в Афганистане в турбине двигателя одной из машин, поставленной на капитальный ремонт, недосчитались 17 лопаток из 51. При этом вертолёт продолжал работать, а неисправность ничем не проявлялась.
Несмотря на свой солидный возраст, является обладателем рекорда скорости среди боевых вертолётов, установленного в 1978 г. Пилот Г. Карапетян разогнал машину до 368,4 км/ч.
В аэропорту Кабула во время войны два военных штурмовика постоянно находились на дежурстве и прикрывали рейсовые самолёты «Аэрофлота», отстреливая тепловые пушки. При обнаружении запуска из ПЗРК им предписывалось защищать гражданское судно любыми возможными средствами, а при необходимости закрывать его своим корпусом.
Большой вес стал причиной того, что без необходимости вертолёт взлетает с разгона, как самолёт. Для этого ему требуется полоса длиной 100-150 м. Если она имеется, вертикальный подъём пилоты стараются не использовать, чтобы не перегружать двигатели.
Изначально Ми-24 задумывался как «летающая боевая машина пехоты», но из-за того, что конструкторы не снабдили десантный отсек бронезащитой, а передвигаться чаще всего приходилось над позициями противника, желающих испытать свою судьбу не было. Огневая поддержка через открытые двери, как это практиковали американцы во Вьетнаме, тоже не получалась из-за больших скоростей машины и сложностей с зависанием и маневрированием. Но несмотря на это, на протяжении многих лет, советский, а позже российский Ми-24 являлся безоговорочным лидером не только по тактико-техническим характеристикам, но и в боевом применении.
Подписывайтесь на канал!