Ferrari, Bugatti, Maseratti - все это производители суперкаров с мировым именем. Из их цехов выходят настоящие произведения искусства, "золотые пули", развивающие скорость до 350 км/ч. Но и стоят они прилично - цена самого недорогого Ferrari доходит до двух сотен тысяч долларов.
А можно ли насладиться безумством полета на сверхмалых высотах, и, что немаловажно - стилем спортакара, за четверть этой суммы?
"Линия неба", "горизонт" - название этого автомобиля можно перевести по-разному. Первый Nissan Skyline сошел с конвейера в 1957 году, когда компания Nissan Motor Co. Ltd только поднималась с колен после поражения Японии во Второй Мировой Войне. В те годы требовалась недорогая модель со средними показателями для широкого круга потребителей, каким и стал "горизонт". Плавные, округлые формы, раскосые "глаза", соответствовали, скорее, гражданскому автомобилю для повседневной езды, чем спорткару. Но Skyline и не был таковым. Мощность двигателя в 60 л.с. была просто смешной в сравнении с европейскими спортивными автомобилями. Достаточно вместительный для своих габаритов (6 мест в салоне) предок современного спорткупе быстро завоевал популярность на Востоке.
Модель 2000GT-R, выпущенная в 1965 году уже позиционировалась именно как спортивный автомобиль, но стала по-настоящему массовой, обеспечив просто невероятные объемы продаж. В том же году модель S54B одержала победу на ралли в Японии, обойдя все зарубежные аналоги. С этого момента начался стремительный разбег модели Skyline.
В 1973 году увидело свет очередное поколения "горизонта". Два энергетических кризиса 1970х годов сделали востребованными автомобили с невысоким расходом топлива при отличных динамических качествах. Модель 1973-его года была ориентирована, в первую очередь, на североамериканский рынок, где, несмотря ни на что, набирало сило новое увлечение молодежи - streetracing, или "уличные гонки". Сумасшедшая динамика позволяла приходит на старт вперед соперников, а отличная управляемость - оторваться в узких улочках от преследовавших полицейских машин. В одночасье Nissan Skyline стал культовым автомобилем американских любителей скорости.
Но совершенно бесподобный успех ждал "горизонта" в начале 1990х годов. В середине 1989 года вышло восьмое поколение Skyline в кузове под обозначением R32. Это поколение, последний представитель которого сошел с конвейера в 1993 году, было наиболее компактным и спортивным. В мае 1989 года были выпущены основные модификации модели: GXI - четырехдверный седан с бензиновым двигателем объемом 1,8 литра, GTE - четырехдверный седан с бензиновым SOHC объемом 2 литра, GTS - четырехдверный седан и спорт-купе с двухлитровым бензиновым DOHC.
Самой дикой стала модификация GTS-t - двухдверное купе с двухлитровым турбинированным бензиновым двигателем мощностью в 215 л.с., при весе всего в 1260 килограмм GTS-t разгонялась до сотни всего за шесть секунд! Помимо прочего, на этой версии была впервые в мире установлена многорычажная задняя подвеска. Управляемость этого Skyline удивляла не меньше, чем динамические качества.
Высокий спрос на эти модели привел к появлению в августе 1989 года еще двух модификаций: GTS-4 и "раллийную" модель GT-R. Обе они были оснащены системой 4WD под фирменным названием ATTESA E-TS с электронным управлением, распределением крутящего момента по осям в соотношении 75/25, то есть в своей основе автомобиль оставался заднеприводным, а при пробуксовке передних колес до пятидесяти процентов крутящего момента передается на переднюю ось. Реализовывалось это посредством уникального многодискового сцепления в раздаточной коробке. GTS-4 была, по большому счету, развитием GTS-t с тем же двигателем, турбиной и полным приводом.
GT-R оснащался совершенно новым рядным шестицилиндровым бензиновым двигателем объемом в 2,6 литра и развивал 280 официальных сил. Здесь следует сделать небольшое отступление, и заметить, что в стране Восходящего Солнца действует ограничение на мощность двигателя серийных автомобилей в 280 л.с., а на скорость - 180 км/ч, чем и вызвано обилие разнообразных электронных ограничителей в конструкции большинства японских автомобилей. Согласно некоторым источникам, реальная мощность версии GT-R составляет 315 л.с.
Неброский дизайн, делал эту машину незаметной в потоке, но в национальном чемпионате JGTC (Japan Grand Touring Championship) не заметить GT-R было невозможно - Skyline всегда был среди лидеров.
Девятое поколение "горизонта" отличалось стильными круглыми задними фарами. Эти же фары были "торговым знаком" и десятого поколения, стартовавшим в 1998 году. Skyline этого поколения, в кузове R34, стал самым "тюнинговым" автомобилем Японии и самым "тюнинговым" Nissan'ом в мире. Из заводских двухсот восьмидесяти лошадиных сил (как же!) бензинового двигателя объемом 2,6 литра с двумя турбинами можно "вытащить" и 350 л.с., и 500 л.с., и... 900 лошадиных сил!
Что там 900! Известны отдельные экземпляры модификации GT-R II V-Spec, развивающие скорость до 350 км/ч при разгоне до ста километров всего за 1,8 секунды и мощностью двигателя в 975 лошадиных сил! И где там Lamborghini Diablo с его пятьсот восьмьюдесятью "лошадями"? Высокая скорость и отличный контроль делают GT-R одним из лучших представителей своего класса. Некоторым недостатком, пожалуй, является слишком жесткая подвеска, и не удивительно, у V-Spec все подчинено одной цели: выиграть хоть одну десятую долю секунды на круг.
Наиболее комфортабельной считается версия Nissan Skyline GT-R M-spec. Назвать этот автомобиль "серийным" язык не поворачивается. Сиденья для этой модификации делаются вручную, и объем месячного производства не превышает ста штук, или пятидесяти комплектов.
В настоящее время компания Nissan выпускает R35. Новое купе построено на базе Nissan 350Z, имеет те же "зализанные" формы, но более "мускулистое". Круглые задние фары, на протяжении более чем десяти лет бывшие "визитной карточкой" Skyline, присутствуют и на этой модели. Без них GT-R просто немыслим. Самый, наверное, интересный вопрос - выбор силового агрегата, еще не решен до конца, но, скорее всего, это будет V8 объемом 3,5 литра, или V6 объемом 3,3 литра. В любом случае "Скай" не подкачает, и в скором времени нас ждет новый горизонтальный беспредел.