Найти в Дзене

Швейцарский Ан-2: делай всё, летай везде.

...Он может спикировать сквозь ворота ущелья, тормозя винтом, и сесть на кривую, горбатую стометровую полосу из размокшей грязи. На склоне горы, выше облаков. С 1200 кг груза или девятью пассажирами. Может приземлиться на ледник в Гималаях на высоте 5750 метров. Может бросать парашютистов, возвращаясь на аэродром до того, как они приземлятся. Он летал в Арктике и джунглях военного Вьетнама. Может...проще сказать, чего он не делал за свою жизнь. Ему уже шестьдесят лет, этому крепкому швейцарцу. И он еще долго будет в строю.

Знакомьтесь. Pilatus PC-6 Porter.

-Портер? Некто не расслышал и спрашивает, в свою очередь: уж не перешел ли автор на описание сортов пива, благо, дело идёт к выходным?

-Прекрасная речь!- добродушно улыбается автор. Но на нашем канале, как известно, первым делом- самолёты) А "porter" на английском означает "грузчик, носильщик". И это имя точно определяет сущность самолёта.

Посмотрите:

-2

Вид у его мужественный, грубый и прямой, без всякой претензии на изящество. Линии корпуса жёсткие, рубленые. Коробчатый фюзеляж. Прямой киль. Мощное шасси с хвостовым колесом. Сразу видно, что он родом из пятидесятых. Да. Он серийно выпускался с 1959 года по...2019. И последний борт - а всего их было построено больше 600 - улетел с завода пару месяцев назад. Расскажем об этом замечательном самолёте.

Как и славный советский Ан-2, швейцарский Портер относится к наиболее удачным и заслуженным самолётам -"везделётам". Спроектированный в середине 1950-х известным швейцарским авиапредприятием Pilatus Flugzeugwerke ( а они работали с 1939 года)- самолет изначально проектировался как машина общего назначения, пригодная к эксплуатации с коротких грунтовых полос скверного качества. При этом он должен был легко переоборудоваться из грузового в пассажирский и летать практически в любых климатических условиях. Работать как настоящий воздушный джип-грузовик на совершенно неосвоенных территориях, в глуши джунглей, тайги, в снегах ледников, куда только такой самолёт и сможет долететь.

Портер в естественной среде обитания. Папуа-Новая Гвинея. Деревенский...эээ...аэродром. Взлет- вниз под гору.
Портер в естественной среде обитания. Папуа-Новая Гвинея. Деревенский...эээ...аэродром. Взлет- вниз под гору.

Не мудрствуя лукаво, конструкторы дали машине солидный, крепкий фюзеляж, крыло приличного размаха с хорошей механизацией, а шасси с хвостовым колесом (вспомним Ан-2) и сейчас считается наилучшим решением для самолёта, "живущего" на полевых площадках с непредсказуемым качеством грунта. И, конечно, мощный, даже избыточно мощный для самолета такой размерности двигатель (это типичное решение для самолётов короткого взлета и посадки). Первые "Портеры" оснащались 6- цилиндровыми американскими моторами мощностью 350 л.с. А максимальный взлетный вес- с полной загрузкой- составлял 2,2 тонны.

Первый заводской Портер. Двигатель еще поршневой.
Первый заводской Портер. Двигатель еще поршневой.

Самолёт сразу заявил о себе. В 1960-м году в Гималаях (Непал) работала австро-швейцарская альпинистская экспедиция. Было решено проверить Портера в "боевых условиях" высокогорья. Борт с регистрацией HB-FAN возил грузы из Покары в базовый лагерь на леднике Даулагири. Рекорд посадки на аэродроме с высотой 5750 метров над уровнем моря не побит до сих пор.

Портер в Гималаях.
Портер в Гималаях.

Начало шестидесятых- время прихода реактивной авиации, время турбин. потребной размерности, швейцарские инженеры немедленно установили Портеру новый "пламенный мотор". Турбовинтовой французский Astazou. Мощностью уже в 550 лошадиных сил (против 350 у прежнего, поршневого). Тут- то Портер и приобрел свой длинный нос: ТВД был легче поршневого мотора, поэтому пришлось для сохранения центровки самолета вынести двигатель вперед.

-6

Самолёт, и до того отлично летавший, теперь, с прибавкой 200 лошадиных сил, получил совершенно исключительные в своем роде характеристики. Некоторые из них не превзойдены и сегодня.

Например, чего стоит возможность торможения винтом, то есть реверса в воздухе на посадочной глиссаде? Портер - единственный винтовой самолёт, на котором данный режим является штатным. Сам по себе реверс на винтовых самолетах, конечно, встречается, но применяется только после посадки- для сокращения пробега. Пилот Портера может свободно "сунуть" реверс на глиссаде, буквально "ныряя" на площадку, где подходы к полосе как таковые практически отсутствуют. При этом реверс в воздухе не позволяет самолёту слишком сильно разогнаться при полностью выпущенных закрылках. Для некоторых полос- вроде такой- вещь незаменимая:

Площадка в Папуа-Новой Гвинее.  Реверс в воздухе до касания.
Площадка в Папуа-Новой Гвинее. Реверс в воздухе до касания.

Ради уточнения я списался на форуме с одним из пилотов Портера (британец, летал на Борнео)- по его словам "суёшь реверс- я никогда не давал, правда, полный в воздухе, но и процентов 60 хватало, чтоб снижаться без разгона по очень крутой глиссаде с углом 20-35 градусов, чуть не пикируя на пятачок через просвет в облаках, а потом выравниваешь очень низко и энергично, подхватом". Вот что говорил пилот. Разбег с полным грузом - 190 метров, пробег - с реверсом до остановки и тормозами шасси- может быть всего 70-80 метров.

Портер сюда летает.
Портер сюда летает.

Тот же пилот рассказал, что на самолете очень толково решен вопрос конвертации из пассажирского варианта (до 9 мест) в грузовой : сиденья (облегченные на алюминиевой раме) легко снимаются, складываются и убираются в багажник в хвосте. Кабина готова к перевозке груза.

Пассажирский самолет через полчаса превращается....
Пассажирский самолет через полчаса превращается....
В грузовик.
В грузовик.
-11

Кому интересно- поищите на Youtube канал IndoPilot. Если бы не видел- не поверил бы никогда. Впечатляет.

Сверх того, в полу грузовой кабины есть люк для сброса парашютного груза. А спортсменам- парашютистам очень нравится широкая сдвижная дверь (Пилатус популярен в парашютном спорте еще и потому что, используя реверс, успевает по очень крутой глиссаде вернуться на полосу практически одновременно с посадкой парашютистов, и тут же забрать новых).

Получился этакий универсальный швейцарский нож...то есть, самолет) По мере совершенствования на него устанавливали турбовинтовые моторы разных производителей, повышая мощность до 570 л.с. Он выпускался по лицензии в США. Летал и летает (как гражданский и легкий военный транспорт) более чем в 30 странах и на всех континентах. Австралия, Аргентина, Иран, Тайланд, Лаос, США, Эмираты, Малайзия, Монголия, Израиль, Ангола, ЮАР, Канада, Индонезия, само собой-Европа...

-12

Один, насколько мне известно, долетел даже до России в 2014 году, и сейчас летает в Якутии в а/к Полярные авиалинии. Учитывая его возможность летать в морозах до минус 47 градусов- почему бы и нет)

На левом крыле- метеорадар в обтекателе.
На левом крыле- метеорадар в обтекателе.

Понятно, что самолет рос вместе с развитием техники:

1980-е
1980-е
Полдень, 21-й век. Здесь уже есть и gps, и метеорадар, и автопилот.
Полдень, 21-й век. Здесь уже есть и gps, и метеорадар, и автопилот.

Портер, кстати, сыграл роль в кино: известный фильм Air America. Советую всем посмотреть. Философская, умная и трагикомическая история пилотов, молодых ребят из Штатов, возивших "сугубо мирные" грузы в Лаосе во время вьетнамской войны. Америка как бы официально не участвовала в военных делах в Лаосе. И там ее как бы не было.

Думаю, все согласятся со мной: отличный самолёт.

Пожелаем же 60- летнему трудящемуся еще многих лёгких взлётов и мягких посадок!

Спасибо за просмотр! Буду особо благодарен, если Вы оцените мою работу- поставите лайк или подпишетесь.

Также Вы можете прочесть о других моих полётах - например, на Севере- маленьком Л-410 из Читы в Чару.

Или на Ан-26 из Таксимо в Иркутск

Или в Африке, в Танзании, - на Cessna в Занзибар

Или о гидросамолётах на Шри-Ланке

Или о полёте над водопадом Виктория в Зимбабве.

Еще раз спасибо за просмотр!

Если Вам понравился канал, возможно, Вы захотите поддержать его развитие: