Этот самолёт, кажется, знает весь мир, получивший в народе прозвище «Кукурузник» или ласковое «Аннушка», он обладает хорошей управляемостью на малых скоростях, способен взлетать и садиться буквально на «пятачок». Самолёт Ан-2, отличающийся высокой экономичностью до сих пор остаётся в эксплуатации во многих странах мира.
После войны, собрав коллектив единомышленников в собственном КБ, О.К. Антонов приступил к решению поставленной задачи – созданию лёгкого самолёта для обработки с воздуха реагентами сельскохозяйственных угодий, способного совершать взлёт и посадку на грунтовых неподготовленных площадках.
И такой самолёт был построен, он получил название Ан-2 по первоначальным буквам фамилии его создателя, а в западной кодификации значился как Colt, но, кроме основного назначения, активно использовался для перевозки пассажиров и груза.
Вначале машина получила название СХ-1 и впервые поднялась в воздух с мотором АШ-21 в самый последний день лета 1947 года. Это был биплан с крылом расчалочного типа. Фюзеляж изготовили из лёгких металлических сплавов, также как носки верхнего и нижнего крыла и стабилизатора. За передними лонжеронами этих конструкций поверхности стабилизатора и коробки крыльев обшивались полотном.
Внутреннее пространство самолёта было оборудовано вентиляционной системой и обогревом. Шасси обладали хорошими амортизационными свойствами и усиленной конструкцией, в полёте не убиралось, имелись две основные опоры и хвостовое самоориентирующееся колесо. Была предусмотрена установка вместо колёсных пневматиков лыжного или поплавкого шасси.
Для обеспечения требуемых лётных характеристик на серийных Ан-2 установили 9-цилиндровый поршневой звездообразный двигатель воздушного охлаждения АШ-62ИР конструкции А.Д. Швецова мощностью 1000 л.с. Этот мотор позволил увеличить коммерческуй загрузку самолёта с 1300 кг до 2140 кг при тех же лётных характеристиках.
Самолёты Ан-2 строились с различными вариантами интерьера, базовая модификация Ан-2П (пассажирский) была рассчитана на перевозку 12 пассажиров в лёгких креслах, Ан-2Т (транспортный) мог перевозить 2140 кг груза или 12 человек на откидных сидениях. В сельскохозяйственной версии в кабине ставились баки для реагентов.
Антонов предпочёл биплан моноплану за его меньшую массу конструкции и более компактные размеры. На Западе же к появлению в СССР биплана отнеслись с удивлением. Однако в итоге самолёт получился удачным – с исключительно хорошими взлётно-посадочными характеристиками, достигнутыми за счёт использования закрылков и предкрылков.
Крейсерская скорость знаменитого биплана составляла 185 км/час, дальность полёта с грузом 500 кг находилась в пределах 900 км, практический потолок 4400 м, максимальный взлётный вес 5500 кг.
В 1959 году серийный выпуск самолётов Ан-2 был перенесён из Советского Союза в Польшу, где на заводе PZL было собрано более 12 тысяч машин, большей частью эксплуатирующихся в СССР.
Самым массовым стал сельскохозяйственный вариант Ан-2Р. Самолёты широко экспортировались в зарубежные страны, где Ан-2 активно использовались на регулярных авиалиниях.