Найти тему
RSpectr

Как изменится общественный транспорт под влиянием технологий?

Оглавление

Какие технологии уже есть, а c какими еще предстоит познакомиться, разбирался Rspectr

Беспилотные системы управления

Несмотря на то, что прототипы беспилотных автомобилей уже давно испытывают на улицах мегаполисов, внедрение беспилотных систем в городское хозяйство пока остается под вопросом. Основные их проблемы – безопасность, юридические риски и высокая стоимость оборудования.

Как отметил руководитель департамента разработки беспилотных транспортных средств Cognitive Technologies Юрий Минкин, беспилотники смогут заменить людей только тогда, когда их показатели аварийности будут ниже, чем у среднего водителя. Чем больше автоматика вмешивается в движение автомобиля, тем это рискованней. Поэтому во всех технологиях, связанных с транспортом, главное – этап тестирования.

Пассажирский транспорт станет пионером при внедрении беспилотных систем. Причины просты: он курсирует по заданным маршрутам и в нем много места для размещения оборудования.

В Москве в ближайшее время протестируют отечественный умный трамвай. Сейчас транспортное средство проходит испытания на площадке депо им. Н.Э. Баумана. Через месяц-два «Мосгортранс» планирует проверить трамвай в условиях городского трафика – на столичном маршруте № 17 (Останкино – Медведково). На первом этапе трамвай испытают без пассажиров, а в кабине будет находиться водитель. Ожидается, что коммерческая эксплуатация может начаться в 2021 году.
Трамвай создан на базе модели «Витязь-М» от «ПК Транспортные системы». Компания Cognitive Technologies обеспечила для умного вагона интеллектуальную систему управления, включающую до 20 видеокамер и до 10 радаров.

Большим преимуществом автоматики является то, что все ошибки транспортного средства сразу подгружаются в облако, и они становятся видны другим ТС. Таким образом формируется база данных ошибок, которую можно анализировать, чтобы избежать их в будущем.

При внедрении беспилотных систем есть и юридические препятствия. Все еще не решен вопрос ответственности в случае ДТП. Непонятно, кто должен восполнять ущерб: транспортные компании, производители оборудования или страховщики.

Несмотря на высокую стоимость оборудования, установка беспилотных систем на транспорте, по мнению экспертов, должна окупиться. Ведь предотвращать аварии намного дешевле, чем оплачивать ремонт. К тому же каждое ДТП сбивает график движения, что также ведет к расходам и понижает качество сервиса.

Умное планирование маршрута

Уже сегодня с помощью ряда приложений пассажир может отследить местоположение своего автобуса и спланировать поездку. Это позволяет разгружать городскую транспортную систему, делая ее удобнее и комфортнее для всех пассажиров.

Такие программы умеют выбирать оптимальные по времени и стоимости маршруты, включая расчеты использования каршеринга, карпулинга (совместное использование автомобиля) и байкшеринга (аренда велосипеда).

В будущем датчики, установленные на транспорте, позволят также оценивать еще и поведение водителей. Это отразится на безопасности всех участников дорожного движения.

Интеллектуальные системы управление городом

Интеллектуальные транспортные системы (ИТС) позволяют определить характер взаимодействия различных видов транспорта (индивидуального и общественного), выявить уровень спроса, существующие проблемные участки и спрогнозировать изменения.

Такие системы используются в Москве, Казани и Красноярске.

С помощью данных, поступающих от датчиков и камер, установленных на транспорте и объектах инфраструктуры, специалисты выявляют наиболее загруженные и опасные участки и информируют водителей о дорожной ситуации. Некоторые системы позволяют обеспечить приоритет общественного транспорта, повышая его привлекательность для пассажиров.

Использование ИТС выгодно городам, поскольку позволяет справляться с заторами, ликвидировать места концентрации ДТП, лучше прогнозировать спрос на те или иные маршруты в разное время. Она должна указывать, где необходимо перераспределить транспортные потоки, где построить дороги, развязки и т. д. Тогда система сможет принести максимальный эффект.

Бесконтактная оплата проезда

Безналичные платежи все больше вытесняют наличные из повседневных расчетов людей. Сегодня многие города задумываются над созданием комфортной городской среды, и внедрение бесконтактной оплаты на транспорте является одним из катализаторов таких позитивных изменений, которые повышают качество жизни миллионов людей и помогают сделать передвижение по городу более комфортным.

Согласно полученным результатам исследования Visa, 35% жителей крупных российских городов готовы совершать больше поездок, если оплачивать проезд станет проще.

Новые способы оплаты создаются на основе различных электронных кошельков. Если их правильно применять, например, внедрить гибкую систему тарифов, то это будет стимулировать людей пользоваться общественным транспортом.

Кроме того, информация о транзакциях при электронных способах оплаты позволяет накапливать данные о фактическом транспортном поведении людей, и они, точно так же, как данные с устройств мониторинга, могут использоваться для корректировки и развития маршрутных систем.

Решения для инвалидов

Самой сложной задачей для инвалидов по зрению: разглядеть транспорт, прибывающий на остановку. Для решения этой проблемы компании начали разрабатывать устройства, с помощью которых человек через встроенный динамик или наушники получает по радиоканалу информацию от оборудования, установленного на автобус или трамвай.

Это сообщения типа: «Двери закрыты», «Посадка разрешена» и другие.

Пользователь оснащается носимым устройством, а на транспортных средствах и стационарных объектах устанавливается инфраструктурное оборудование.

Больше новостей о связи и IT - на сайте RSpectr.com