Найти тему
Я РОДОМ ИЗ СССР

Исчезнувшие предприятия СССР. Ижевский Мотоциклетный завод (1928 – 2009)

Я уже писал ранее о АЗЛК и заводе «Красный пролетарий», в этой статье я хочу рассказать о ещё одном предприятии, которого больше нет. Это Ижевский Мотоциклетный завод. Завод который был известен практически всей молодёжи 80-х и 90-х годов, так как этот завод делал мотоциклы ИЖ.

Днем появления на свет мотоцикла (как особого вида транспорта) считается 29 августа. В самом конце 19 века, в 1885 году немецкий инженер Готтлиб Даймлер впервые испытал бензиновый двигатель, который сам же и сконструировал. Он установил его на двухколесную конструкцию типа «велосипед» – и средство передвижения стало перемещаться гораздо резвее. Так появился мотоцикл.

Лидером отрасли стал Ижевский Мотоциклетный завод. Мотоциклы, впоследствии ставшие легендарными, в Советском Союзе пользовались бешеным успехом – в каждом населенном пункте страны можно было увидеть одну из моделей ИЖ. Марка отличалась разнообразием моделей и простотой починки – отремонтировать мотоцикл можно было практически «на коленке».

-2

В серийное производство мотоциклы ИЖ были запущены в 1928 году (тогда завод назывался «Ижсталь»). Первая модель была технически спроектирована и до мелочей разработана главным инженером предприятия – конструктором Петром Владимировичем Можаровым.

По улицам Ижевска инженер Можаров ездил на экземпляре мототехники немецкого производства. Он горел желанием наладить выпуск отечественных мотоциклов.

И вот, на базе «Ижстали» открылась мастерская – всего за год было собрано 5 экспериментальных экземпляров. Их испытали, и стали готовить к пробегу (соревнованиям) всесоюзного значения. Первая модель была выпущена 17.09.1929 г., масса транспортного средства составила 300 кг.

В дальнейшем был разработан целый модельный ряд:

- ИЖ-1 (в последствии появилась модернизированная модель ИЖ-2) предназначался для езды по труднопроходимым дорогам: данная модель была оснащена двухцилиндровым мотором, рама из стали гарантировала износостойкость при регулярной эксплуатации, мотоцикл управлялся МКПП, был обеспечен яркий свет фар, посадочных мест – 4 (двое – в седле, и для двоих пассажиров – места в коляске);

- ИЖ-3: в модель устанавливались двигатели немецкого производителя марки «Вандерер» (в данном варианте коленчатый вал установлен поперечно, а заднеприводная цепь находится в кожухе, который заполнен маслом);

- ИЖ-4: оснащался двухтактным одноцилиндровым двигателем марки «Шток», принцип езды – заднеприводный;

- ИЖ-5: оснащался двигателями марки «Неандер», в качестве разнообразия внешнего вида была спроектирована рама немного другой формы.

Всем моделям организовали испытания на трассе. Презентация состоялась в 1929 году. Изделия на «отлично» прошли трассу длиною 3,3 тыс. км от Ижевска до столицы – финиш был в Москве. По результатам испытаний ИЖ-4 был номинирован к серийному выпуску, но «Ижсталь» не обладал мощностями такого объема, поэтому Можаров с коллегами отправились конструировать свою новую модель Л-300 в Ленинград.
-3

Ижевский Мотоциклетный завод выпускал значительные партии утвержденных моделей мотоциклов до 2008 года. Но с течением десятилетий, в связи с падением спроса и отсутствием разработок современных байков, работу предприятия приостановили – завод законсервировали на неопределенный срок.

-4

В настоящее время цеха, в которых раньше кипела работа по выпуску деталей и сбору мотоциклов, пустуют. Мне, очень грустно, и тяжело смотреть на предприятия эпохи СССР, которые в нынешнее время прекратили своё существование.