Найти в Дзене
Real Psychology

Что скрывается за понятием "синдром выученной беспомощности"

Оглавление
источик фото: pixabay.com
источик фото: pixabay.com
❗️❗️❗️ Мой ютуб канал о психологии (теперь вся активность там)

🎥YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCX_az8TO9TbxRAZKr8KwMUg

В этой статье я хочу коротко рассказать о том как появилось и что же конкретно означает понятие "синдром выученной беспомощности".

Впервые детальное исследование этого феномена было произведено одним из мастодонтов современной психологии Мартином Селигманом.

Martin Seligman, источник фото: positivepsychologyprogram.com
Martin Seligman, источник фото: positivepsychologyprogram.com

Классическим примером демонстрирующим этот феномен является его эксперимент с собачками:

Литература:
Seligman, M. E. P. y Csikszentmihalyi, M. (2000). Positive psychology: An introduction. American Psychologist, 55, 216-217.
Limonero, G. J. T, Álvarez, M, Casacuberta,D, Rovira, T, Sanz, A. (2014). Emoción. Barcelona: Universitat Oberta de Catalunya.

1 группа

Первая группа собак помещалась в клетку, подсоединённую к прибору, создающему разряды электрического тока. Перед подачей тока, звучал сигнал, оповещающий об этом собаку, также в клетке имелась кнопка, нажав на которую она могла остановить разряды.

2 группа

Вторая группа находилась в точно таких же условиях, НО нажатие кнопки не давало им возможность отключить ток.

3 группа (контрольная)

Была помещена в точно такие же клетки, но после звукового сигнала не следовало никаких ударов током.

Вторая стадия эксперимента:

Следующим шагом была попытка научить собак избегать ударов током, но уже в других условиях: животные помещались в клетки, разделённые на две части, на одну из которых подавался электрический ток после сигнала, а вторая всегда оставалась безопасной.

Оказалось, что бОльшая часть собак из первой и третьей группы с успехом научились перепрыгивать через перегородку после звукового сигнала, избегая тем самым физических страданий.

собаки из первой и третьей группы успешно справлялись с заданием
собаки из первой и третьей группы успешно справлялись с заданием

Что же касается второй группы, то большинство животных покорно принимало удары, не предпринимая никаких попыток избежать неприятных ощущений.

собаки из второй группы покорно принимали разряды тока
собаки из второй группы покорно принимали разряды тока

Вывод

На способность животных бороться с неприятной ситуацией влияло не столько само стрессовое событие (удары током), сколько степень контроля, которой они обладали над ситуацией в предыдущем аналогичном опыте.

Теперь вы с лёгкостью можете распространить это понятие и на сферу людской жизни, принцип действия феномена остаётся таким же.

Почему мы "выучиваемся" беспомощности?

На данный момент учёные объясняют это двумя механизмами:

1. Врождённая стратегия мозга минимизировать расход энергии. То есть когда мы решаем, что действовать бесполезно, мозг принимает решение (в том числе и неосознанно) прекратить тратить усилия и приберечь энергию на будущее.

2. Когнитивный дефицит — так называется одна из особенностей обучения и усвоения информации человеком, согласно которой мы обобщаем и распространяем опыт по недостатку контроля в одной ситуации, на другие схожие ситуации и контексты.

Можно ли избавиться от подобной напасти? Да, безусловно. Раз этому можно "выучиться", значит можно и "разучиться", психологи нередко сталкиваются с подобными проблемами у своих клиентов. Также синдром выученной беспомощности часто идёт рука об руку с неуверенностью в себе и низкой самооценкой (в одной или нескольких сферах жизни). Но терапевтические методики и советы это отдельная большая тема, если вам будет интересно, то я возьму себе этот вопрос на заметку для будущих статей.

Спасибо за внимание, дорогие читатели!