Велосипед является непростым изобретением и состоит из ряда составляющих деталей , которые связаны между собой креплениями в виде винтовых, болтовых и прочих соединений. Каждое такое соединение подвержено определеннной нагрузке . Время от времени необходимо проводить техническое обслуживание велосипеда.
В Т.О. визуальный осмотр рамы и других элементов велосипеда на предмет сколов , трещин и прочих недугов, возникающих при эксплуатации . Проверка крепления велосипеда на предмет их прочности , а так же наличия всех гаечек и винтиков.
В данной статье хотели бы обратить внимание на необходимость проверки системы привода велосипеда- это кареточный узел , шатуны и педали .
Заметив люфт шатунов педалей необходимо подкрутить то, что подкручивается, либо каретка ( бывает открытая- обслуживаемая или закрытая - необслуживаемая ) вышла из строя или покрикивает о помощи ( чистке и смазке).
Каретка - это подшипниковый узел , который обеспечивает вращение шатунов с педалями и ведущими звёздами . Передаёт крутящий момент от педалей к колесу .
Местоположение велосипедной каретки.
Находится в нижней части транспортного средства и из-за этого , она сильно подвержена различного рода загрязнениям , это очень часто приводит ее в нерабочее состояние. При попадании в каретку пыли или грязи , она начинает подхрустывать или потрескивать.
Теперь более подробно поговорим о видах кареток . Выделяют 2 вида:
- Открытый - вал, который вращается в подшипниках , а подшипники установлены в чашки , которые ввинчиваются непосредственно в раму велосипеда.
- Закрытый - это картридж или капсула , когда подшипники находятся в жестком корпусе , который вворачивается в раму велосипеда .
В отличие от картриджей , открытые каретки более подвержены закидыванию влаги и грязи . В картридже подшипник и вал защищены . В основном картриджи неразборны и являются необслуживаемыми , и после выхода из строя его заменяют другим , но главное в размер! А открытую каретку можно разобрать , смазать , собрать и установить на место.
Каретка соединяется с шатунами.
У советских и российских велосипедов соединение происходило при помощи клина («палец») . В настоящее время используется соединение с посадкой шатуна на квадрат ( концы вала имеют форму квадрата). Соединение весьма жесткое и не разбалтывается, соединяются они болтом , либо шестигранником . Есть и бюджетные варианты - соединяются гайкой . Также существует более продвинутое соединение шлицевое . Оно более жёстче , чем квадрат .
Теперь к практике , обнаружив люфт , треск и прочие недуги велосипеда , нужно обязательно проникнуть внутрь кареточного узла , путём его разбора . Всю процедуру , необходимо начинать с правой стороны каретки , где «звезды» . Для того чтобы отсоединить шатун с педалью ( ее снимать не надо) от каретки понадобится ключ на «15» или шестигранник на 8 . Инструмент должен быть качественным .
Далее понадобится съёмник шатунов , чтобы отделить шатуны от вала .
Съемник - это такое приспособление , которое с помощью давления на центр вала снимает с него шатуны.
Здесь советуем сначала обработать места соединения «WD40» или « жидким ключом»
А при сборке обработать смазкой ( графитка, солидол) место вала , куда насаживается шатун.
Далее , для выкручивания каретки понадобится кареточный ключ ( съёмник каретки)
После завершения с правой стороны приступаем к левой в той же последовательности . Всё, каретка снята . А уж далее действуйте , в зависимости от необходимости- чистка , смазка , замена каретки или ее части .
Далее, каретку нужно собрать и вернуть на место . Сделать это намного проще , чем разобрать. Все детали необходимо смазать и вставлять противоположной стороной , чтобы не запутаться . Не следует забывать и про количество подшипников , их должно быть то количество , какое было и при разборе. В завершении всего всего, следует проверить, хорошо ли крутится сама каретка , если слегка туговато , то лучше немного ослабить гайку .
Собрав весь кареточный узел, задумайтесь о своём отношении к велосипеду . Оно должно быть бережным и аккуратным . Все это обеспечит вашему велосипеду долгий срок службы, а вам -хорошее настроение.
Чтоб не злиться в поисках парковки
От того, что мест свободных нет.
Чтоб забыть про муторные пробки
Пересядьте на велосипед!