Найти тему
mikhail.krivyy.com

Boeing 737 MAX — самолёт, который летает на «костылях»?

Оглавление

Тему опасности программной автоматизации управления воздушными судами стали понемногу забывать. Но после двух у ряду катастроф нового Boeing 737 MAX тема снова всплыла в информационном поле.

Boeing 737-700 авиакомпании Ryanair.
Boeing 737-700 авиакомпании Ryanair.

Что же такое «костыль»?

Программисты называют «костылями» способы более-менее правильно заставить работать неработающую программу. При этом причины появления ошибок не изучаются, а устраняются лишь следствия.

Типичный пример: работающая в фоне программа по какой-то причине «вылетает». Решение проблемы: выяснить, по какой причине вылетает программа и исправить ошибку. «Костыль»: написать вторую программу, которая будет проверять, запущенна ли первая. Если первая не запущена, то вторая программа запускает первую.

Boeing 737 является самым массовым самолетом в истории гражданской авиации. Первый полет лайнер совершил в 1967 году. С того времени этот тип прошёл большое количество модернизаций. В самолёте изменилось практически всё, от фюзеляжа и крыльев, до двигателей и систем управления.

Применение «костыля» в Boeing 737 MAX 8 и 9.

Авторы журнала Spiegel считают, что при проектировании очередных моделей MAX 8 и 9 в Boeing могли внести изменения, серьезно повлиявшие не только на летные характеристики и аэродинамику, но и приведшие к проблемам с безопасностью.

В частности, речь идёт об установке новых экономичных двигателей Leap. Они в очередной раз перестали помещаться под крылом, и их снова вынесли немного вперед и вверх. Это не первая подобная модификация, двигатели Boeing 737 таким образом смешают уже давно. Самое сильное смещение сделали ещё в 1984 году во время выпуска модели Boeing 737-300.

Boeing 737-200. Двигатели находятся под крылом. Eduard Marme. CC BY-SA 3.0.
Boeing 737-200. Двигатели находятся под крылом. Eduard Marme. CC BY-SA 3.0.
Boeing 737-800. Хорошо видно, что двигатели размещены на новом месте. Полностью изменена система крепления двигателей.
Boeing 737-800. Хорошо видно, что двигатели размещены на новом месте. Полностью изменена система крепления двигателей.
Boeing 737 MAX 8. Двигатели ещё немного смещены вперёд и подняты вверх. Но изменения не такие кардинальные, как при переходе к B737-300.
Boeing 737 MAX 8. Двигатели ещё немного смещены вперёд и подняты вверх. Но изменения не такие кардинальные, как при переходе к B737-300.

Для минимизации рисков производитель добавил в программное обеспечение «Систему улучшения характеристик маневрирования» (MCAS). Эта подпрограмма работает в фоновом режиме даже при ручном управлении самолетом. Если датчик угла атаки показывает, что самолет слишком сильно поднимает нос, то программа активирует горизонтальный стабилизатор и пытается выровнять воздушное судно. Это и есть тот самый классический «костыль».

С точки зрения маркетинга и пиара «костыли» являются серьезной проблемой. Поэтому изначально в Boeing предпочли не афишировать эту функцию, ведь она не должна часто активироваться и должна работать незаметно. В итоге Boeing недостаточно проинформировал эксплуатантов о логике работы MCAS.

Позже Boeing выпустил информационный бюллетень для летчиков и сейчас обещает в течение 7-10 дней внести исправления в программное обеспечение. Будет ли это очередной «костыль»? Скорее всего да. В такие сжатые сроки серьезные и проверенные изменения обычно не вносятся.

А пока нам остается ждать официальных результатов расследования авиакатастрофы в Эфипопии. Но уже понятно, что речь идёт о серьезных недостатках нового лайнера. Даже лоббист и протекционист всего американского Дональд Трамп запретил эксплуатацию модели личным указом. Хотя обычно такие решения Федеральное управление гражданской авиации (FAA) .

Традиционное видеоприложение: полет на Boeing 737 MAX 8 из Новосибирска в Москву.