«Фантом» красностоп/каберне-совиньон (50/50) 2014 года. Авторский проект Артура Саркисяна совместно с хозяйством «Ведерников».
Matsu El Viejo, темпранильо, 2015 год.
На самом деле это сравнение состоялось на Рождество 2018 года. Но оно актуально и интересно: оба вина есть в продаже, оба вина бутикового уровня. Цена сравнима. У El Viejo она колеблется в широчайшем диапазоне от 3,3 тыс при распродажах в Metro C&C до 6 тыс по бутикам или интернет-магазинам Москвы. У "Фантома" цена от 3,5 тыс (если поймаете скидку в интернете) до 5,3 тыс.
Вообще, "Фантом" 2014 года мы первый раз пробовали на презентации "Винного гида" А. Саркисяна в сентябре 2017 года. В связи огромным потреблением вина на предшествующей дегустации мы тогда ничего не поняли. Хотя на тот момент я уже был знаком с "Фантомом" 2012 года, и оно уже было моим любимым вином, тогда, из-за отсутствия возможности у моих вкусовых рецепторов переварить огромного количество дегустационных порций, доминировала сера во вкусе. Было понятно, что надо закончить с дегустацией, купить, выделить день, сесть и спокойно попить. Вот на Рождество 2018 года мы сравнивали "Фантом" красностоп-каберне-совиньоне 50/50 2014 года с El Viejo (только темпранильо) 2015 года.
«Фантом» оформлен очень красиво. На этикетке спрятались фантомные буквы.
Matsu оформлен концептуально. Почему на нём портрет старика — смотри мой пост о всех винах Matsu с портретами (второй по счёту пост в журнале ).
У обоих вин есть уникальная особенность. «Фантом» сделан из винограда на собственных корнях. И, если для красностопа и других наших автохтонных сортов в этом ничего необычного нет, то каберне-совиньон на собственных корнях в Европе не сыскать после нашествия тли филлоксеры ещё в 19-м веке. Ну, там есть легенды, что какие-то хозяйства как раз перед нашествием тли отправили свои лозы за океан. а потом вернули, и с тех пор у них такие вот, на своих корнях виноградники, но что-то мне не верится. Филлоксера же осталась... Ах. спросите вы, на каких же корнях европейские виноградники? А на американских. Привиты на них. Американские виноградники сопротивлялись американской тле исторически. И потом спасли европейские сорта. И у Matsu такая же легенда. Вроде эти виноградники довольно высоко в горах, где филлоксера не живёт. То есть, они тоже на своих корнях.
Оба вина явно требует долгой декантации, час или более. "Фантом" показал сочетание горького шоколада, черники, рябины в аромате и во вкусе. Это насыщеннейшее вино, просто супер. Сильнее по вкусу любого мяса (сопровождение было - розовая телятина Мираторга, маринованная лично в специях и вине). Да и вообще хорошо само по себе. Самодостаточно. Играло в бокале. При продолжительном пребывании на воздухе полностью раскрылось и превзошло El Viejo в любых оценках. Одно из лучших вин, что пробовал. Возможно, из-за своей мощи оно не на каждый день и не такое, чтобы быстро выпить бутылку.
Недавно я сравнивал "три возраста Matsu" (всё тот же пост), и пришёл к выводу, что Matsu El Viejo - это вино уровня супер. Оно было как ягодный джем. В этот раз поначалу аромат казался странноватым, как будто лак, краска. Вот оно, познание в сравнении. Потом раскрылось-таки до уровня "супер". То есть, требует долгой декантации, час или более. Вкус ягодный. Но всё же не джем, а ягодный концентрат. В сравнении с "Фантомом" старик Matsu был уже не столь ярким, как в сравнении с младшими членами своей испанской семьи. Воспринималось оно легче (я бы даже сказал проще) "Фантома", и кислее. И на второй день (оба вина хранились под вакуумной пробкой при t 12 градусов) изменений во вкусе ни у какого вина не произошло. В итоге "Фантом" явно выиграл у El Viejo. Захотелось сравнить Matsu с разными нашими винами, например, с каберне-совиньон от "Ведерникова", чтобы определить иерархию этого вина в моём представлении.
И я бы сейчас дал «Фантому» 2014 года полежать ещё. А пил бы 2012 год, который ещё встречается в продаже.
Как всегда, в конце поста фото. И анонс следующего поста. В нём я расскажу о дегустации частички Советского Союза со знаком качества — портвейна Массандры 1975 года, сохранившегося с тех пор с той самой этикеткой и с той самой пробкой.