Найти тему
ABW

1500 рублей за царапину? Во что обойдется авария не на своем автомобиле

Что больше всего смущает в услуге каршеринга? Ответственность пользователя! Читаешь договор - и становится не по себе: штрафы предусмотрены буквально за все. И ладно, если сам виноват, а когда машину повредил другой, а все "повесят" на тебя? В общем, вопросов по этой теме много, как показало обсуждение первого материала из нашего недельного цикла, они волнуют наших читателей и заслуживают отдельного разбирательства. 

Договор жесткий, но только к тем, кто заслужил

-2

Взаимоотношения между оператором каршеринга Anytime и клиентом регулируются Пользовательским соглашением и Договором присоединения. Пунктов много, но лучше все их внимательно прочитать, особенно те разделы, которые касаются ответственности и штрафных санкций. 

-3

Штрафы немалые, особенно в тех случаях, когда клиент управлял машиной в состоянии алкогольного опьянения или передал управление третьему лицу. 

-4

Особенно жесткие санкции к "повторникам", в отношении которых по закону будет применено решение о специальной конфискации автомобиля. Впрочем, и компанию понять можно: она защищает свои риски и в случаях из ряда вон готова применить к виновнику происшествия все меры воздействия.

-5

Достаточно вспомнить нашумевшее ДТП, когда молодой водитель в нетрезвом состоянии на каршеринговом автомобиле устроил аварию с участием нескольких машин. Разбирательства по этому делу еще ведутся, но и так понятно, что штрафы молодому человеку светят немалые. 

Мы пообщались с представителями компании, и они подтвердили свою позицию: жесткие санкции будут применяться к тем, кто этого действительно заслуживает - управляет автомобилем в нетрезвом состоянии, совершил ДТП, грубо и сознательно нарушив ПДД, и так далее. То же и со случаями вандализма. Не секрет, что московский каршеринг уже вовсю страдает от хищений не только "омываек" и щеток, но даже деталей автомобилей!

Виноват в аварии. Что дальше?

-6

Однако к адекватным пользователям, повредившим автомобиль случайно, жесткие меры применяться не должны. Так, если водитель не виноват в ДТП, к нему вообще никаких претензий не будет (судя по вопросам потенциальных пользователей, не все это понимают).

Если клиент оказался виноват в ДТП или вина обоюдная, максимум что ему придется оплатить - штраф до 1500 рублей. Эта мера ответственности предусмотрена пунктом 7.2.1 Договора присоединения: "В случае причинения ущерба (повреждения) арендованному Автомобилю в результате ДТП, произошедшего по вине Клиента или обоюдной вине Клиента и иного (иных) участника(ов) дорожно-транспортного движения, Клиент выплачивает Арендодателю штраф не более 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей". 

Кстати, по тарифам "Сказка" лимит ответственности снижен до 500 рублей. Других штрафных санкций, если не было отягчающих обстоятельств вроде лихой езды, передачи управления третьим лицам и т.д., быть не должно. 

-7

Это же касается и ситуаций типа "притерся о столбик", в результате чего опять же в той или иной мере оказался поврежден автомобиль. Здесь, как и в случае с классическим ДТП с другими машинами, необходимо связаться с колл-центром и заявить о случившемся. Мера ответственности та же: до 1500 руб. по базовому тарифу и до 500 руб. по тарифу "Сказка". Сверх этой суммы других взысканий (за восстановительный ремонт, простой и т.д.) не будет.

Вообще же в компании Anytime нам ясно дали понять: все ситуации рассматриваются индивидуально, вплоть до того, что на совсем мелкие повреждения (сколы, царапины) могут просто закрыть глаза. Но только в том случае, если к повреждению не привели грубые намеренные действия водителя или же он не пытался скрыть происшествие.

Как бы не приписали чужое повреждение

-9

Несмотря на то что пользователю предлагается проверить и сфотографировать автомобиль до начала аренды и отправить снимки по ее окончании, вопросы остаются. Что если в процессе осмотра чего-то не увидишь? Мелкие или скрытые повреждения легко не заметить, особенно в темноте или если машина покрыта слоем грязи/снега. Как бы не "повесили" потом на тебя чужие "косяки"!

-10

Мы уже рассказывали, что опытные клиенты снимают видео по кругу или делают фотографии, - это уже некоторая подстраховка. Совсем мелкие повреждения "выставлять" вам не будут, более значительные наверняка не останутся незамеченными во время предварительного осмотра. 

-11

А если машина со скрытым повреждением, которое обнаружилось уже в ходе поездки? Сразу сообщайте об этом в службу поддержки! Не забывайте, что GPS-трек записывается, скорость, обороты двигателя, некоторые другие параметры фиксируются. Чтобы установить, кто именно повредил автомобиль, проанализируют не только вашу поездку, но и те, что были до вас. Как заверили в компании, задачи "повесить" на клиента то, чего он не делал, не стоит. 

Всего лишь красивые слова? С одной стороны, это действительно лишь декларация со стороны компании, тогда как договором прописаны сильные инструменты воздействия на пользователей. С другой - репутация каршеринга в Беларуси только формируется, любая "некрасивая" история с необоснованными штрафными санкциями против добропорядочного клиента не пойдет на пользу операторам. И это должно служить сдерживающим противовесом. 

Все лихие маневры - на виду

-12

Благодаря оборудованию, установленному в машине, можно отслеживать не только ее местоположение, но и скорость, обороты двигателя, видеть, затянут ли во время движения "ручник". Все эти данные фиксируются и в любой момент могут быть изучены. В первую очередь в зоне внимание "дрифтеры", которые гоняют на площадках в управляемых и не очень заносах, - система показывает их на раз. Также контролируется соблюдение скоростных режимов. За редкие и незначительные превышения ничего не будет, но "рекордсменам" и лихачам начисляют штрафы и могут заблокировать доступ к услуге. 

-13

Если фиксируется серьезное нарушение, пользователю поступает звонок от оператора с предупреждением. При повторных действиях наступают штрафные санкции. Например, за превышение скорости или иные нарушения ПДД вам выставят счет на 70 рублей.

-14

Диспетчер свяжется с пользователем и в случае, если тот оставил машину в запрещенном месте и автомобилю грозит эвакуация, - и попросит переставить автомобиль. Если же машина попала на штрафстоянку из-за нарушений правил парковки, виноватому в этом клиенту предлагается забрать ее оттуда, оплатив все штрафы по линии ГАИ. Если он все оплачивает и затем оставляет машину уже в разрешенном месте, никаких претензий и штрафных санкций со стороны оператора каршеринга не будет. 

Наш вердикт

Несмотря на жесткие условия договора, оператор Anytime формулирует свою позицию следующим образом: серьезные санкции грозят лишь злостным нарушителям ПДД и тем, кто намеренно повреждает автомобили. Адекватные и аккуратные пользователи от штрафных санкций страдать не должны, риск отвечать за чужие повреждения минимален. Даже если виноват в ДТП, максимальная мера ответственности со стороны компании составит до 500/1500 руб. в зависимости от используемого тарифного плана и не более. Главное - вовремя сообщать в службу поддержки о происшествии или обнаруженной проблеме. Верить этим заявлениям или нет, решать вам. Пока громких историй о неправомерном взыскании штрафов по мелочам или попытке взыскать ущерб с невиновных не было. Посмотрим, что будет дальше. 

Иван КРИШКЕВИЧ
ABW.BY 

Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram или следите за паблик-чатом в Viber

Авто
5,66 млн интересуются