Найти тему
машина

МАРЗ: автобусы, которые делали в Мичуринске (ч.3)

Текст: Николай Марков

Вас еще не утомил наш сериал про МАРЗы? Нет? Тогда продолжаем! )) Итак, на рубеже 1998-1999 годов завод провел первую серьезную модернизацию своих машин: у автобусов было доработано основание и увеличены свесы кузова, что позволило поменять одностворчатые двери на двустворчатые. Попутно внешность автобусов сделали более цивильной: колесные арки округлились, а на смену маскам кузова от ЛиАЗ-5256 пришли оригинальные, рассчитанные на установку прямоугольных фар. Изменилась даже технология изготовления автобусов: для обшивки боковин стал использоваться оцинкованный стальной лист, который крепился к каркасу не сваркой, а на клеезаклепочном соединении.

Вот как раз варится кузов длинной 3-дверной городской машины // Фото из заводского архива
Вот как раз варится кузов длинной 3-дверной городской машины // Фото из заводского архива
А тут конвейерная линия выходит из малярки и идет через участок, где шпаклевались и окрашивались створки дверей. Условия работы, конечно, очень мрачные, но заводу тогда совсем не до жиру было… // Фото из заводского архива
А тут конвейерная линия выходит из малярки и идет через участок, где шпаклевались и окрашивались створки дверей. Условия работы, конечно, очень мрачные, но заводу тогда совсем не до жиру было… // Фото из заводского архива
И вот, что получалось теперь на выходе: вот так стал выглядеть в 1998 году городской МАРЗ-52661, подросший до 12 метров в длину. Вполне прилично! Только боковины кузова пока еще остались рифлеными, как у предшественника // Фото С.Андреева
И вот, что получалось теперь на выходе: вот так стал выглядеть в 1998 году городской МАРЗ-52661, подросший до 12 метров в длину. Вполне прилично! Только боковины кузова пока еще остались рифлеными, как у предшественника // Фото С.Андреева
А вот пригородный МАРЗ-5266, собранный в 1999 году // Фото Д.Гладкого
А вот пригородный МАРЗ-5266, собранный в 1999 году // Фото Д.Гладкого

Несмотря на полное внешнее перевоплощение, индексы мичуринских автобусов тогда остались прежними, зато с января 99-го изменилось название самого предприятия: ЗАО «Мичуринский авторемонтный завод» превратилось в ЗАО «Мичуринский завод по производству автобусов». Кстати, прекрасно помню, как впервые летом 1999 года увидел вот такой модернизированный мичуринский автобус, еще совсем новенький. В автомобильной прессе того времени никаких публикаций о таком радикальном обновлении МАРЗов еще не было, заводских эмблем на этих машинах тоже отродясь не стояло. И вот я ходил кругами около этого автобуса и чесал затылок: «Это вообще что?!» Тогда принял его за продукцию завода «Волжанин» – на волжский автобус модели 5270 это явно было похоже больше, чем на привычный МАРЗ с рублеными колесными арками! Как оказалось спустя некоторое время, я не угадал ))

Короткие машины подросли в длину до 10,4 метров. В этом ракурсе не очень хорошо видно, но «хвост» у них стал ох какой большой! Тут, к слову, показан пригородный МАРЗ-4219  // Фото А.Коновалова
Короткие машины подросли в длину до 10,4 метров. В этом ракурсе не очень хорошо видно, но «хвост» у них стал ох какой большой! Тут, к слову, показан пригородный МАРЗ-4219 // Фото А.Коновалова
А вот городской МАРЗ-42191, совсем новенький, только прибыл в Красноярск с завода // Фото С.Андреева, 1998 год
А вот городской МАРЗ-42191, совсем новенький, только прибыл в Красноярск с завода // Фото С.Андреева, 1998 год
К концу 1999 года с боковин мичуринских автобусов исчезли гофры. Кузова стали выглядеть аккуратнее. Здесь показан городской МАРЗ-42191 во дворе завода // Фото из заводского архива
К концу 1999 года с боковин мичуринских автобусов исчезли гофры. Кузова стали выглядеть аккуратнее. Здесь показан городской МАРЗ-42191 во дворе завода // Фото из заводского архива
Еще один «плоскобортный» МАРЗ-42191, на сей раз 2000 года выпуска, в Москве // Фото М.Шелепенкова
Еще один «плоскобортный» МАРЗ-42191, на сей раз 2000 года выпуска, в Москве // Фото М.Шелепенкова

Кстати, забыл упомянуть в прошлой части: для собственных нужд Мичуринский АРЗ штучно строил на базе коротких автобусов специальные грузопассажирские модификации с вместительным неостекленным грузовым отсеком в задней части кузова. На таких машинах заводские водители и снабженцы ездили по стране за комплектующими. Вот как раз один из таких фургонов, припаркованный возле кафе в Москве. Судя по внешнему виду, построен он в 1998-1999 годах, а по документам проходил как переоборудованный ЛАЗ-697Н 1984 года )))

«Дальнобойная фура» из городского автобуса? В Мичуринске делали и такое! // Фото М.Шелепенкова, 2001 год
«Дальнобойная фура» из городского автобуса? В Мичуринске делали и такое! // Фото М.Шелепенкова, 2001 год

Ну и еще один исторический факт, заслуживающий нашего внимания. В конце 1999 года в Красноярске было зарегистрировано новое юрлицо: ОАО «Красноярский автобус». Это было совместное предприятие, создание которого инициировала красноярская администрация и доли в котором получили Красноярский судостроительный завод (на его территории и квартировало СП), мичуринское ООО «МА-Профи» (фирма, через которую в Красноярск отгружались прежде автобусы МАРЗ), а также два муниципальных автобусных парка Красноярска (МПАТП № 2 и КМПАТП № 7). А какой род деятельности предполагался для этого СП вы уже догадались? Правильно, «отверточная» сборка автобусов МАРЗ! В 2000 году там успешно собрали первые 25 автобусов, а дальше… У судостроительного завода поменялся собственник, которому автобусный проект был неинтересен от слова «совсем». Поэтому «Красноярскому автобусу» пришлось искать новую площадку. Продолжение у проекта было, но об этом – в следующей серии, не переключайтесь!

МАРЗ-42191, работавший на маршруте в Красноярске // Фото С.Андреева
МАРЗ-42191, работавший на маршруте в Красноярске // Фото С.Андреева

Начало нашей многосерийной саги про автобусы МАРЗ читайте здесь: ЧАСТЬ 1
ЧАСТЬ 2

Автобусы
2498 интересуются