ВНЕШНЯЯ РЕФЛЕКСИЯ
Рефлексия как абсолютная рефлексия – это сущность, имеющая видимость в самой себе и предполагает себе только видимость, положенность; как предполагающая она непосредственно лишь полагающая рефлексия. Но внешняя или реальная рефлексия предполагает себя как снятую, как своё собственное отрицательное.
В этом определении она двояка: как то, что предполагаемо, то есть рефлексия в себя, которая:
- есть то, что непосредственно;
- она рефлексия, отрицательно соотносящаяся с собой, она соотносится с собой как со своим небытием.
Внешняя рефлексия в сфере бытия была бесконечным. Конечное признаётся первым, с чего начинают как с лежащего в основании, а бесконечное – это противостоящая рефлексия в себя.
Но внешняя рефлексия есть и не внешняя, а присущая самой непосредственности, она есть сущность в себе и для себя сущая. Таким образом, она становится определяющей рефлексией.
Рефлексия обычно понимается в субъективном смысле как движение способности суждения, выходящей за пределы данного непосредственного представления и ищущей для него или сравнивающей с ним всеобщие определения.
ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ РЕФЛЕКСИЯ
Определяющая рефлексия вообще есть единство полагающей и внешней рефлексии.
Внешняя рефлексия начинает с непосредственного бытия, полагающая же – с ничто. Наличное бытие есть лишь положенность. Положенность как таковая есть отрицание, но как предположенное, оно рефлектировано в себя. Таким образом, положенность есть рефлективное определение. Определяющая рефлексия есть рефлексия, перешедшая вовне себя. Равенство сущности с самой собой исчезло в отрицании, которое теперь господствует.
В рефлективном определении, таким образом, имеются две стороны:
1) оно есть положенность, отрицание как таковое;
2) оно есть рефлексия в себя.
Его положенность есть снятость, его рефлектированность в себя – устойчивость. Но, поскольку отрицание себя в определении рефлексии есть одновременно и рефлексия в себя, то рефлексия есть соотношение со своим инобытием в самой себе. Рефлективное определение, принявшее своё инобытие обратно в себя, есть сущностность, оно единство его самого и его иного, бесконечное соотношение с собой (т. е. рефлективное определение есть такое определение, которое находится в движении, оно изменяется)