Найти в Дзене

Q-фактор — на что он влияет? Выбираем шатуны

Оглавление

Не все велосипедисты знают что такое Q-factor, редко слышу чтобы кто-то при выборе велосипеда, рамы или шатунов рассматривал этот параметр. Между тем, он является одним из основополагающих. Ку-фактор — это расстояние между внешними краями шатунов. В конечном итоге оно определяет расстояние между вашими стопами при педалировании.

Прежде чем начать, оговорюсь, что та вещь, которую в велосипедном мире принято называть «шатун», с точки зрения механики правильно называется «кривошип», а шатунами вообще-то являются наши голени. Но правильное название почему-то не прижилось, и все привыкли называть кривошипы шатунами, и в статье будет использоваться привычный неправильный термин «шатун».

Итак, для взрослого человека оптимальный ку-фактор находится примерно в пределах 130-150 мм, в зависимости от ширины таза. Если ку-фактор подходит вам идеально, вы педалируете чётко вертикально, т.к. каждая ваша нога находится в плоскости, параллельной своему шатуну, и усилие передается без потерь. Если ку-фактор шире идеального, вектор вашего усилия находится НЕ в плоскости шатуна, при этом каждый градус отклонения приводит к потерям около 1%.

Картинка донельзя схематичная, но надеюсь помогает понять суть.
Картинка донельзя схематичная, но надеюсь помогает понять суть.

Соответственно при «стандартном» для большинства современных МТБ-систем ку-факторе 177 мм потери могут достигать 10%, в зависимости от длины ног и ширины таза (чем длиннее ноги и шире таз, тем меньше потери).

Кроме того, педалировать «в стороны» это не совсем физиологично и вредит коленям. Реальные последствия, конечно, сильно зависят от объёмов которые вы накатываете и индивидуальных особенностей вашей анатомии.

Далее было бы неплохо понять, что при давлении на педаль образуется вредная сила, которая стремится сместить каретку в сторону и самортизировать наше усилие. Величина этой силы зависит в том числе от рычага, длиной которого является расстояние от центра рамы до педали.

-3

Уменьшая ку-фактор, мы уменьшаем этот рычаг, вследствие чего КПД велосипеда возрастает.

Теперь к практике: что мы наблюдаем в сегодняшней реальности?

— у шоссейных систем, благодаря узким покрышкам и перьям рамы, достаточно хороший ку-фактор.

— на горных велосипедах из-за необходимости впихнуть в раму широкую покрышку увеличили грязевые зазоры, что привело к расширению перьев. Как следствие, система с хорошим ку-фактором встанет далеко не на все рамы. В результате, чтобы не столкнуться с проблемой несовместимости, производители выпускают массовый продукт с широким ку фактором, который встаёт на любую раму. Исключения есть в гоночном сегменте и мы о них поговорим позже.

Как выбрать шатуны?

— если у вас фэт или 27+ то здесь всё грустно, вы должны понимать что это абсолютно «фановые» велосипеды и заморочки с ку фактором тут неуместны и невозможны из-за ширины перьев.

— если у вас кантрийник, надо измерить расстояние между внешними краями перьев возле кончиков шатунов (»ширина перьев» на картинке).

-4

Продолжение читайте на нашем сайте Bikelifeforms.ru