Любовь к кофе не возникает с первого глотка. Это не тот напиток, который нравится всем без исключения. Будущий кофеман может пройти через неприятие и безразличие, но со временем неповторимый запах и горьковатый привкус станут частью его самого. Такой человек уже не сможет довольствоваться первой попавшейся под руку упаковкой. Он становится придирчивым и скрупулезным, потому что его цель – не просто взбодрить себя порцией кофеина, а найти себе настоящего друга, собеседника, того, с кем он будет каждое утро заново открывать для себя этот мир. Его цель – выбрать лучший кофе в зернах, не потратив на это целое состояние.
Однако достаточно лирики. Поговорим, можно ли пить хороший кофе, если элитные сорта не по карману, и всегда ли четырехзначный ценник гарантирует высокое качество напитка. Сразу оговоримся, что на масштабное исследование замахиваться не будем, ограничимся теми торговыми марками, которые представлены в большинстве магазинов.
На сайте Роскачества размещены советы известного шефа-бариста Ольги Мелик-Каракозовой. По ее словам, лучше покупать зерна в кофейнях, но и в супермаркетах можно найти достойный продукт. Первый хороший признак – подробная информация на упаковке, включающая сорт, способ обработки, высоту произрастания, год сбора урожая, страну-производителя, дату обжарки. Это означает, что компания серьезно относится к вопросу качества.
Второй шаг – понюхать содержимое упаковки. На пачках есть дегазационный клапан, его основная функция – обеспечить выход газов, которые выделяют свежеобжаренные зерна после расфасовки. Покупателям клапан позволяет ощутить запах зерен. Плохой кофе может пахнуть металлом, деревом или жженой резиной, качественный не вызывает никаких посторонних ассоциаций, вы чувствуете только стойкий кофейный аромат.
Следующий совет от эксперта – посмотреть, в какой стране собирали урожай и какого сорта зерна. Например, если на одной упаковке указана Кения, а на другой – Индонезия, лучше выбрать первый вариант. Африканские зерна заведомо лучше азиатских, а робуста всегда проигрывает арабике по вкусу и насыщенности аромата.
Среди других важных сведений, которые есть на упаковке, поищите год сбора урожая и дату обжарки. Кофе должен быть собран не более года назад, срок годности после обжарки указан на вакуумной пачке (18 месяцев), но предпочтение стоит отдать самому свежему. Если одна пачка выпущена год назад, а другая – несколько недель назад, выбираем вторую.
Осталось выяснить, кофе какой торговой марки чаще других берут с полок посетители обычных сетевых магазинов.
К сожалению, не всегда желания совпадают с возможностями. Многие поклонники кофе признают, что безусловный лидер – Lavazza. Итальянцам в результате обжарки южноамериканской арабики удается создавать продукт, который нравится самым придирчивым кофеманам. Останавливать может только цена: килограмм Qualita Oro в «Магните» стоит 1700 рублей. По акции цена может снизиться до 990 рублей, но это бывает нечасто.
Финская компания Paulig тоже использует арабику из Южной и Центральной Америки, и желающих постоянно покупать зерна этой торговой марки больше: килограмм стоит около тысячи рублей.
Jardin предлагает моносорта и смеси арабики различного происхождения. Любители кофе выделяют в этом бренде Dessert Cup. Стоимость одного килограмма колеблется в районе 800 рублей.
«Черная карта» обойдется дешевле остальных: килограммовая упаковка продается за 500 рублей. Российский производитель старается не отставать от ведущих брендов, но разница между эспрессо из Lavazza и «Черной карты» заметна сразу.
Ценителям хорошего кофе остается следить за скидками, чтобы каждое утро наслаждаться любимым напитком.