Найти тему
OVER 9000

Датчик истирания колодок: вопросы и ответы

Оглавление

Всё большее количество даже вполне бюджетных автомобилей обзаводится так называемым "датчиком колодок", а если по-науке - датчиком истирания тормозных колодок. В связи с этим явлением на автомобильных конференциях вполне регулярны вопросы и иногда весьма глупые ответы на эту тему. И сегодня я предлагаю разобраться с этими вопросами подробно.

Как работает сам датчик?

Есть три основных вида.

А) Механический. Суть проста как всё гениальное: при определённом уровне стёсывания фрикционного слоя колодки, закреплённая на ней пластина начинает скрежетать по тормозному диску. Вариант морально устаревший, да и особой точностью не отличающийся. Скрип может вызвать попадание грязи, а сама пластинка нередко отгнивает от колодки и улетает в неизвестном направлении.

"Скрипун" на колодке. 1 - пластина, 2 - фрикционный слой колодки, 3 - тормозной диск (фото: poradavam.com)
"Скрипун" на колодке. 1 - пластина, 2 - фрикционный слой колодки, 3 - тормозной диск (фото: poradavam.com)

Б) Электрический внешний. Именно электрический, потому что назвать его электронным можно весьма условно - принцип работы немногим сложнее первого варианта. Монтируется либо снаружи, либо частично вставляясь в колодку. Пока слой колодки свежий - лампа не горит. Как только колодка истончается, тормозной диск начинает тереть о токопроводящий сердечник датчика. Замыкается цепь, на приборной панели загорается лампочка. Или напротив, диск перетирает провод и цепь размыкается - смотря как реализована схема. Но главная отличительная особенность - датчик является отдельной внешней деталью. Хорошо это или плохо, сказать трудно.

1 - датчик, 2 - фрикционный слой колодки, 3 - тормозной диск (фото: zr.ru)
1 - датчик, 2 - фрикционный слой колодки, 3 - тормозной диск (фото: zr.ru)

Есть более продвинутая версия данной системы, имеющая две ступени предупреждения водителя и основанная на электрическом сопротивлении колодки в зависимости от её толщины. Соответственно, при несильном истирании загорается жёлтое предупреждение, при критическом - красное.

И в том и в другом случае датчик подразумевается как одноразовый (что очевидно), но особо рачительные автолюбители превентивно меняют колодки не допуская его срабатывания, после чего он продолжает трудиться на новых.

один из множества вариантов исполнения внешнего датчика (фото: zzap.ru)
один из множества вариантов исполнения внешнего датчика (фото: zzap.ru)

В) Электрический внутренний. Здесь ещё проще. Никакого внешнего монтажа - всё уже сделано за вас на заводе и идёт вместе с колодкой. В её недра залит самый обычный провод, врезающийся в цепь контроля с помощью разъёма. При большом износе накладки, диск добирается до находящегося внутри колодки провода и перетирает его. Цепь обрывается, загорается лампочка.

Колодки с интегрированным датчиком износа в разрезе (буквально). Обычная петля из провода - и есть "датчик". Перетёрся - цепь разомкнулась, лампочка загорелась. (фото: Drive2.ru)
Колодки с интегрированным датчиком износа в разрезе (буквально). Обычная петля из провода - и есть "датчик". Перетёрся - цепь разомкнулась, лампочка загорелась. (фото: Drive2.ru)

Сколько можно проехать после загорания индикатора?

Обойдясь без конкретных цифр, просто скажу: много. Вплоть до тысяч двух-трёх километров, если ездить спокойно и по трассам. Однако, нужно помнить, что чем тоньше колодка - тем сильнее она нагревается при интенсивном торможении. Вплоть до риска срыва накладки. Но это для гонсчегов, а нормальным людям беспокоиться нечего. Загорелось - просто взяли на заметку и неспешно выбираем что покупать, где менять (лучше, разумеется, самому) и когда для этого всего придёт вдохновение... Не паникуйте. Очевидно, что ни один производитель не будет рассчитывать предупреждение исходя из того, что колодка уже пошла шкрябать по диску. :)

Надеюсь, кому-то будет полезно!
Всем надёжных тормозов и долговечных колодок!

P.S.: Друзья, буду очень рад лайкам и подписке на мой канал OVER 9000!
Данная статья публикуется мной исключительно на Яндекс.Дзен. Если вы читаете ее на ином ресурсе без ссылки на мой канал, знайте: ее просто своровали :)
Авто
5,66 млн интересуются