Найти тему

Как одна искра потопила 300-метровый нефтерудовоз

В апреле 1972 года судостроители югославской верфи в Ульянике торжественно передали норвежской компании «Сиг Бергенсен» новый нефтерудовоз «Berge Istra». Размеры «новорожденного» впечатляли - длинна 314 метров, ширина 50,3 метра, осадка 20 метров. Дедвейт 223 963 тонны. Для уменьшения расходов владельцы «Istra» зарегистрировали его под либерийским флагом и поставили на трассу Бразилия-Япония.

В декабре 1975 года, засыпав в свои трюмы 188 000 тонн железной руды, рудовоз покинул бразильский порт Тубаран и направился в японский Кисарадзу. Два дизеля в 35 тысяч «лошадок» толкали стальную махину с 16-узловой скоростью к берегам страны Восходящего солнца. 29 декабря в 174 милях к юго-западу от филиппинского острова Минданао «Istra» вышла в эфир с сообщением, что на борту все в порядке и замолчала. Судовладельцы встретили Новый Год в нарастающей тревоге, надеясь, что все обойдется. Однако срок прибытия к месту назначения — полдень 5 января — миновал, а судно так и не объявилось.

8 января в официальной газете «Ллойдз Лист» появилось сообщение, что нефтерудовоз «Begre Istra» пропал без вести. Самолеты и суда США, Японии, Филиппин, Индонезии включились в поиски. Как-то не верилось, что 300-метровая громадина может исчезнуть бесследно, на борту находилось 32 человека, а только в спасательных плотах было 46 мест, не считая двух вельботов, шлюпки и 126 спасательных поясов. С воздуха и моря осмотрены 343,7 тыс. кв. миль. 15 января официально объявили, что судно считается пропавшим без вести.

За неделю, с 8 по 15 число, пресса не скупилась на разные гипотезы - пираты, шторм, НЛО (район предполагаемой гибели близок к так называемому «Чертову морю», где, по слухам, пропадают самолеты и корабли). Самой лихой оказалась такая версия — в отдаленных районах океана советские подводные лодки проводят в учебных целях торпедные стрельбы, используя в качестве мишени суда, двигающиеся по регулярным линиям. 17 января японский траулер «Hachihoy Mary» неожиданно вышел в эфир с сообщением, что подобрал плот с двумя моряками с «Begre Istra». Затем связь с траулером прервалась, и тут же написали, что это опять торпедами убрали свидетелей.

19 января «покойник» подошел к островам Палау и сдал спасенных на берег. Бразилец и испанец сообщили, что они 30 декабря вечером красили палубу, когда грянул страшный взрыв, вероятно в бортовом танке, за ним последовал второй, а после третьего судно развалилось и затонуло. Моряки смогли забраться на плавающий плот. По поверхности расплылось пятно нефти, в котором кружились различные обломки. Больше всего спасшихся поразило, что на море стояла жуткая тишина. На плоту находились порядочные запасы продуктов и воды и моряки достаточно спокойно продрейфовали на нем почти 800 миль в северо-восточном направлении.

Страховщики выплатили более 30 млн. долларов, специалисты заявили, что скорее всего, причина взрыва — статическое электричество. Как бы тщательно не промывали танки судна от остатков нефтепродуктов, что-то остается в дальних углах и потихоньку испаряется. Громадный трюм, если он не заполнен инертным газом, постепенно уподобляется большой бомбе. Колебания корпуса, перемещения груза и т. д., постепенно ведут к накоплению статического электричества, а для взрыва нефтяных паров достаточно одной искры. С этого момента «о коварных русских» почему-то не вспоминали.

Поскольку судно было построено на высший класс безопасности, все пришли к выводу, что происшедшее — неизбежная в море случайность.

Три оставшихся «близнеца» продолжали ходить между Бразилией и Японией. Ровно через 46 месяцев, 29 октября 1979 года, однотипный «Berge Vanga» вышел в эфир со стандартным сообщением, что на борту все в порядке. Затем нефтерудовоз исчез с 40 членами команды. В Южной Атлантике обнаружили большое пятно нефти, но его природу точно никто не определил. Здесь уже наших подводников не поминали, а больше - «нечистую силу». Судно за два месяца до аварии прошло полное освидетельствование специалистами и получило сертификат годности высшего класса. Морские инженеры осторожно заявили, что, вероятно, имеются какие-то скрытые конструктивные недостатки, но, наверное, опять виноваты пары нефти.

-2

Компания судовладелец «Сиг Бергенсен» сообщила, что два оставшихся систершипа отмоют до блеска и станут возить на них только руду. Как говорится, «от греха подальше».

Моряки работали на уцелевших двух исполинах очень неохотно, и приходилось платить повышенное жалование.Через десяток лет «сладкую парочку» потихоньку продали на слом.

Понравилась статья? Поставь лайк, поделись в соцсетях и подпишись на канал!