Найти тему
Satdata

Луар-Ньюпор LN.401/411: пикировщик со шпионской историей создания

Луар-Ньюпор LN.401/411
Луар-Ньюпор LN.401/411

Говорят, французов в 30-е погубило слишком большое разнообразие разработанных и выставленных на конкурсы самолетов... Чуть ли не десятки типов истребителей, множество бомбардировщиков и армада разведчиков с многоцелевыми машинами вкупе... И каждая фирма-производитель норовила еще и выиграть конкурс и запустить пусть, небольшое, но серийное производство. Все это и проявилось в боях мая-июня 40-го года, когда отдельные группы самолетов довольно хорошо себя показали, а многие и многие другие - не очень. Пример - пикирующий бомбардировщик Луар-Ньюпор LN.401/411.

История создания этого самолета начинается с разработки пикировщики Ni.140 (ниже на фото):

Луар-Ньюпор Ni.140
Луар-Ньюпор Ni.140

Самолет запустили на испытания раньше, чем знаменитый Юнкерс Ю-87. Но позднее, во времена оккупации Франции, немцы провели чуть ли не расследование с обвинениями Пильона (главного конструктора), что его машины были разработаны на основе украденных у немцев чертежей и так далее. Действительно, многие детали конструкции весьма схожи - крыло "перевернутая чайка" и шасси в обтекателях. В общем - темная история. Тем не менее, на базе 140-го несколько позже выпустили уже 401 и 411 модели пикирующего палубного (!) бомбардировщика. Так как у Франции был только один авианосец,и он был занят под перевозку самолетов с США,то все выпущенные "морские" пикировщики использовались только в сухопутных частях.

Всего было выпущено 99 штук (из них до войны - примерно половина) - и почти все они участвовали в майских и июньских боях. Как и предполагали умные головы и критиканы всего на свете - самолеты понесли тяжелые потери в момент вторжения немцев. Первые же вылеты закончились потерей 10 из 20 самолетов (!). Да, тихоходный бомбардировщик,без заднего пулемета, и без истребительного прикрытия нес огромные потери. Последующие вылеты уже не были такими массовыми, но примерно треть самолетов все равно была сбита противником.

Оставшиеся 401/411-е перелетели на юг и в Северную Африку. Некоторое количество еще использовалось при военных действиях в районе Генуи (против Италии). Уже с разрешения немцев, вишисты доделали 24 самолета на заводах, часть из них захватили немцы после окончательного присоединения юга Франции. Часть - разбомбили союзники в Бизерте.

Луар-Ньюпор LN.401/411 - участие в боевых действиях... Все фото статьи взяты из открытых источников
Луар-Ньюпор LN.401/411 - участие в боевых действиях... Все фото статьи взяты из открытых источников

Технические характеристики:

Тип двигателя  1 ПД Hispano Suiza 12Xcrs
Мощность, л.с.  1 х 690
Максимальная скорость , км/ч  380
Крейсерская скорость , км/ч  350
Практическая дальность, км  1200
Практический потолок, м  9500
Экипаж  1
Вооружение:  одна 20-мм пушка, установленная на двигателе, и два 7,5-мм пулемета, установленные на крыльях; бомбовая нагрузка до 225 кг

О другом французском неплохом самолете того же периода смотрите здесь.

Все о спутниковой мобильной связи - читайте тут.

Всем успехов и мирного неба!