“Наш разум пригоден лишь для того, чтобы все запутать и вызвать сомнение во всем”.
Пьер Бейль
Основным инструментом для работы психоаналитика являются чувства и ощущения, возникающие в ходе терапии. Понимание чувств и их истоков, а также разделение собственных чувств и ощущений от чувств и переживаний клиента часто бывает сложным как для начинающих аналитиков, так и для более опытных коллег.
В этой статье мы поговорим как отделить собственные переживания от переживаний клиента с использованием теории внутриутробных отношений (ТВО). Рассмотрим на практическом примере, какие ошибки может совершить терапевт, когда не может отделить свои переживания от переживаний клиента, и так же о том, как их может избежать.
Клиент Р. 25 лет, холост. Обратился с проблемой невозможности испытывать привязанность к людям, которые испытывают сомнения относительно отношений с Клиентом.
Рассмотрим фрагмент диалога, который произошел на первой сессии.
- Когда человек говорил мне, что он не уверен в том, хочет ли он продолжать со мной общаться, что он не знает стоит ли… я сразу теряю к человеку интерес. Резко. И мне уже не важно что там с ним, я прерываю отношения. И я понял, что не был привязан ни к одному из этих людей… И я бы хотел в этом разобраться.
Терапевт почувствовал растерянность и не понимал, как дальше вести терапию. Появление чувства растерянности говорит о поиске терапевтом оптимального способа взаимодействия с теми переживаниями, которые предъявил Клиент. То есть, запрос Клиента резко изменил привычное телесное функционирование терапевта, создав зону отчуждения, опыта преодоления которой у терапевта не было сформировано. То есть чувство растерянности стало результатом поиска способа преодоления зоны отчуждения, которую создал Клиент.
Для того, чтобы не затягивать молчание, повисшее в кабинете, он задал вопрос, связанный с чувством растерянности:
- Эти люди, с которыми вы говорили, были вам близки?
Телесное напряжение терапевта возросло и чувство растерянности только усилилось от заданного вопроса, потому что вопрос не был связан с чувствами Клиента и не учитывал его телесные процессы, заданный вопрос усилил Эго-функционирование терапевта. Сохранение чувства растерянности в процессе всего диалога с Клиентом говорит о том, что у терапевта нет сформированных телесных способов справляться с чувством растерянности. Также терапевт почувствовал сомнение в том, удачный ли вопрос он выбрал.Чувство сомнения возникло в результате неспособности возвращения терапевта в состояние вторичного симбиоза из-за негативного опыта взаимодействия. Этим опытом взаимодействия стало резкое изменение телесного функционирования в результате взаимодействия с Клиентом.
- У вас предложение не согласовано посередине. Вы начали говорить одну мысль, а продолжили другую.
Замечание Клиента вызвало чувство агрессии у терапевта, так как терапевту приходится длительное время находиться в состоянии повышенного телесного напряжения рядом с Клиентом, без возможности расслабиться. То есть зона отчуждения, созданная клиентом была большой и у терапевта в тот момент не было сформировано адаптивного способа удовлетворения влечений рядом с Клиентом Р, например, способов справиться с растерянностью, а избежать взаимодействия с Клиентом терапевт не мог.
Терапевт находился на уровне Эго-функционирования и не имел возможности опуститься на более глубокий уровень телесного функционирования, на уровень вторичного симбиоза, так как с точки зрения терапевта Клиент представлял угрозу для терапевта.
Из-за того, что Клиент продолжал резко менять телесное функционирование терапевта, когда он был не готов к этим резким изменениям, так как у него не было сформированных способов телесного реагирования на резкое изменение телесного функционирования. Резкое изменение телесного функционирования - это привычный способ преодоления ЗО для Клиента.
Находясь на уровне Эго-функционирования, терапевт встретился с опытом собственных запретов, установок супер эго и защит, которые кардинально отличались от запретов и установок супер эго, которыми обладал Клиент. Продолжение диалога на уровне Эго-функционирования продолжило бы усиливать агрессию терапевта и недоверие Клиента.
В случае, если бы терапевту удалось опуститься на уровень вторичного симбиоза с данным клиентом, он бы смог определить базовый способ преодоления Клиентом зоны отчуждения и понять причину возникновения собственной растерянности и резкости в поведении Клиента.
При нахождении на уровне вторичного симбиоза работа с Клиентом будет иметь следующие характеристики:
- Близость телесных процессов, то есть телесные ощущения терапевта и Клиента будут схожими, что поможет терапевту в понимании бессознательного клиента и также будет формировать необходимое для терапии доверие. Доверие будет возникать в результате возникновения близких телесных процессов и взаимного понимания..
- На уровне вторичного симбиоза появляется возможность фрагментарного отделения от значимого объекта в процессе преодоления ЗО. Преодолевая возникшую зону отчуждения, тело плода приобретает новый фрагментарный телесный опыт в той его части где возникла ЗО. Характеристика преодоления ЗО будет говорить о том, какой телесный опыт сформировался в этой части тела. Преодоление ЗО происходит для возврата в привычное, самое безопасное состояние плода, которое является для него базовым телесным функционированием.
- Нахождение на уровне вторичного симбиоза будет стабильным, без резкого изменения телесного функционирования, что в работе с Клиентом Р. имеет ключевое значение.
Базовый способ преодоления зоны отчуждения закладывается в момент, когда матка создает первую в жизни плода зону отчуждения, то есть в момент перехода от первичного симбиоза ко вторичному. То какой она была большой или малой по площади, резко или плавно была создана будет частью характеристики базового преодоления зоны отчуждения для человека.
В случае Клиента Р. мы можем сказать, что маткой резко была создана большая по площади зона отчуждения, в тот момент, когда плод еще не был готов к этому, его телесные способы реагирования на преодоление зоны отчуждения такого размера были не готовы. Таким образом, произошло резкое изменение телесного функционирования плода. Также телу Клиента нужно было высокое телесное напряжение для преодоления этой зоны отчуждения.
Если зона отчуждения была создана без резких изменений телесного функционирования, имеет небольшую площадь, создается с учетом, что у плода еще нет сформированных способов преодоления зоны отчуждения, тогда и базовый способ преодоления зоны отчуждения у плода имел бы характеристики плавного преодоления ЗО, с учетом собственных телесных процессов.
Таким образом, терапия с Клиентом Р. заключалась бы в стабильном нахождении на уровне вторичного симбиоза и плавного создания небольших по площади зон отчуждения, чтобы в теле Клиента формировались способы преодоления зоны отчуждения без резкого повышения телесного напряжения и резкого изменения телесного функционирования.
Говоря проще, те чувства, которые появились в процессе диалога терапевт не смог разделить на “свои” - те, которые он ощущал здесь и сейчас и чувства Клиента, то есть те, которые испытывал рядом с терапевтом Клиент. Это произошло из-за собственных, не проработанных в личном анализе, проблем терапевта с уверенностью, невнимания к телесно-чувственному фону (ТЧФ).
Терапевт упустил, что чувства, которые проявляет Клиент - это его способ объективации человека, находящегося рядом с ним (его способ преодоления зоны отчуждения). В случае с Клиентом Р. его раздражение было связано с отношениями с матерью и ее неспособностью быть для Клиента стабильным, надежным объектом (она резко создала первую зону отчуждения, в тот момент, когда у плода не было сформировано телесных способов для ее преодоления).
Терапевт же - принял чувства Клиента на свой счет, и отреагировал также исходя из своего предыдущего опыта отношений с отцом, который резко критиковал ее за ошибки. То есть так же начал объективировать Клиента привычным способом (с учетом своих базовых способов преодоления зоны отчуждения).
Второй ошибкой, которую совершил терапевт стало то, что собственные чувства, которые переживал терапевт полностью его захватили и он не смог использовать их понимание для лучшего понимания клиента (это произошло из-за отсутствия у терапевта сформированных телесных способов адаптации в ситуации резкого изменения телесного функционирования).
Третья ошибка терапевта в том, что Клиент обратился к терапевту именно с проблемой доверия к значимым людям, из-за их нестабильности, и та растерянность, которую проявил терапевт показала Клиенту, что терапевт такой же нестабильный объект, как его мать, это стало причиной недоверия к терапевту и к тому, что терапевт сможет помочь Клиенту в его трудностях.
В ситуации, которая сложилась в диалоге, терапевту следовало как можно скорее дать понять Клиенту, что происходящее на сессии полностью контролируется терапевтом и то, что терапевт способен быть стабильным объектом. Приведем несколько примеров, как это можно было сделать.
- Ваша реакция на растерянность со стороны даже незнакомого человека многое говорит о вашей проблеме, приближает нас к её пониманию.
Такой комментарий дал бы Клиенту понимание, что несмотря на растерянность терапевт стремится понять Клиента, а не погружается в собственные неразрешенные проблемы. То есть имеет телесные способы плавно преодолевать зону отчуждения, без резких изменений телесного функционирования.
- Я это сделал специально, чтобы увидеть вашу реакцию.
Этот вариант донес бы до Клиента, что терапевт знает, как помочь Клиенту и не испытывает сомнений в том, что он делает. А так же дал понимание, что телесное функционирование терапевта стабильно.
- Кто вам дал слово?
Прямое проявление агрессии дало бы Клиенту понимание, что терапевт чувствует себя уверенно и полностью контролирует происходящее во время сессии. Проявление агрессии даст Клиенту понимание, что терапевт способен преодолевать большие по площади зоны отчуждения.
Важно отметить, что эти вопросы и комментарии должны быть сказаны с чувством искренней уверенности, а это было бы возможно только если терапевт смог бы достичь с Клиентом состояния вторичного симбиоза, так как на этом уровне их телесное функционирование было бы близким. И именно близость телесных процессов терапевта и Клиента могла бы дать терапевту ту необходимую уверенность, которой ему не хватило в процессе ведения диалога.
В качестве промежуточного вывода мы можем сказать, что сложности, с которыми столкнулся терапевт были вызваны тем, что он вел терапию не исходя из телесно-чувственного фона (ТЧФ) и нахождения на уровне вторичного симбиоза, а пытался опираться на рассуждения и находился на уровнях ТП, ПТП и АТП . В случае, если бы терапевт сразу обратился к ТЧФ и опустился бы на уровень вторичного симбиоза, трудностей в понимании запроса Клиента и будущего хода терапии не возникло бы.
Для удобства, обратимся к рисунку 1. На нем изображены уровни телесного функционирования, с точки зрения теории внутриутробных отношений.
Первый уровень. ИКТН (индивидуальная константа телесного функционирования) - это уровень полного слияния со значимым объектом, является базой для всего телесного функционирования человека. Телесное напряжение на данном уровне - минимально.
Второй уровень. Первичный симбиоз - уровень, на котором плод и матка функционируют как единое целое, как единый ИКТН двух человек. При нахождении на данном уровне происходит начальное переживание телесных ощущений.
Третий уровень. Вторичный симбиоз - это уровень на котором к ИКТН прибавляется фрагментарный опыт нового телесного функционирования. При нахождении на данном уровне происходит переживание телесных ощущений и начинают форсироваться чувства.
Четвертый уровень. ТП (телесный представитель) - уровень на котором разные участки тела стремятся преодолевать возникающие зоны отчуждения (ЗО), При нахождении на данном уровне завершается формирование чувств, как характеристики преодоления ЗО, работа ощущений остается, но она играет второстепенную роль.
Пятый уровень. ПТП (поддерживающий телесный представитель) - уровень на котором ЗО имеет большую площадь. При нахождении на этом уровне происходит работа мышления, чувства и ощущения, отходят на задний план. Говоря языком классического психоанализа можно сказать, что это уровень Эго-функционирования.
Шестой уровень. АТП (актуальный телесный представитель) - уровень наибольшего телесного напряжения. При нахождении на этом уровне происходит работа мышления имеет ведущую роль, чувства и ощущения, отходят на задний план.
В приведенном диалоге терапевт работал на уровнях ПТП и АТП, не задевая более глубоких уровней, игнорируя чувства и ощущения Клиента, опираясь на мышление и захватившие его собственные переживания. Об этом говорит высокое телесное напряжение, которое испытывал терапевт в процессе диалога и также обращение к опыту предыдущих отношений в противовес взаимодействию с клиентом здесь и сейчас.
Разница между уровнями ТП, ПТП и АТП состоит в том, насколько далеко отходит терапевт от фокуса на чувствах и ощущениях, величине телесного напряжения, силе Эго-функционирования. На уровне ПТП ощущения и чувства более задействованы, телесное напряжение ниже, Эго-функционирование слабее, чем на уровне АТП, но сильнее, чем на уровне ТП.
Функционирование на уровнях ТП, ПТП и АТП (уровне Эго) связано с участием опыта столкновения с запретами, которые у каждого человека были индивидуальными, включение в ход терапии собственного опыта будет отдалять терапевта от понимания чувств Клиента. Именно при работе на уровнях ТП, ПТП и АТП у терапевта возникает непонимание как вести терапию, какой вопрос задать дальше и непонимание чувств Клиента и собственных.
В случае, если в своей работе терапевт ориентируется на ТЧФ, он опускается на более глубокие уровни Вторичного и Первичного симбиозов, работа ведется с чувствами и ощущениями клиента, то есть непосредственно с бессознательными процессами. Работа на уровне ИКТН происходит непосредственно с телесными процессами и говорить об ощущениях на этом уровне мы не можем, в данной статье мы не будем останавливаться на этом моменте, он будет раскрыт в следующих статьях.
Можно сказать, что уровни Вторичного и Первичного симбиозов и ИКТН - это рабочая зона терапевта, находясь в которой он может помогать Клиенту, не встречаясь со сложностями в понимании чувств, и так же избегая ошибок “смешения” своих чувств и чувств Клиента.
Ориентир на более глубокие уровни стирает разницу между терапевтом и Клиентом, позволяя вести терапию не затрагивая индивидуальный опыт столкновения запретами, создавая в ходе сессии общий телесно-чувственный фон, что позволяет терапевту вместе с Клиентом изучать возникающие чувства и ощущения, их нюансы, а также понимать истоки их формирования, базовые способы телесного функционирования клиента, и формировать новые способы телесного функционирования.
Итак, как же психотерапевту отличить свои чувства от чувств клиента?
Если в двух словах - обратиться к ТЧФ. Как только у терапевта возникает такой вопрос - этого говорит о том, что в данный момент он ведет работу, находясь на уровнях ТП, ПТП и АТП, и в этом случае понимание чувств клиента и своих собственных будет невозможно.
Сложность в разделении своих чувств и чувств Клиента зависит от позиции, в которой находится терапевт, относительно уровней телесного функционирования. Чем дальше находится терапевт от симбиотических отношений (Первичного и Вторичного симбиоза), тем больше будет разница между чувствами клиента и терапевта. Чем ближе терапевт находится к симбиотическим отношениям, тем меньше будет разница между чувствами клиента и терапевта, на уровне симбиотических отношений - чувства будут общими.
Выводы
- Работа с чувствами и ощущениями должна находиться на первом плане в работе терапевта, так как только она дает терапевту возможность исследовать бессознательное Клиента и понимать, как ему помочь.
- Без понимания ТЧФ в ходе сессии терапевт будет заниматься не помощью Клиенту, а взаимодействием со своими прошлыми запретами.
- Проблема непонимания чувств рядом с Клиентом говорит о том, что терапевт ведет работу на уровнях ТП, ПТП и АТП, не затрагивая более глубоких уровней.
Вопрос о разделении чувств не будет возникать при работе на уровне симбиотических отношений. В этом случае у терапевта не будет возникать сложностей, связанных с собственными бессознательными процессами, а основой работы будет ТЧФ Клиента.
Заключение
Терапевт в первую очередь должен быть внимателен к ТЧФ в ходе сессии, его изменениям и причинам, которые повлияли на ТЧФ, именно это будет давать терапевту понимание того, как помочь клиенту и позволит терапевту избежать влияния собственных чувств и сложностей на ход терапии.
Используемые в статье сокращения
ЗО – зона отчуждения
ТП – телесный представитель
ПТП – поддерживающий телесный представитель
АТП – актуальный телесный представитель
ИКТН – индивидуальная константа телесного функционирования
ТЧФ – телесно-чувственный фон
Дмитрий Булатов, психолог, психоаналитик
Дарья Кононова, психоаналитик, антрополог
Благодарим за помощь в написании статьи Дмитрия Анохина
19 мая 2018 года
г. Екатеринбург