Найти в Дзене
Андрей Мятиев

Обзор дореволюционного велосипеда "Блок - Ройяль", изготовленного в Москве в 1914 году - из коллекции Веломузея.

Закончена реставрация редкого российского дореволюционного велосипеда «Блок-Ройаль» 1914 года постройки. Конструктивно велосипед достаточно обычен для своего времени, но очень интересен для истории техники из-за российского производства. При реставрации пришлось провести целое расследование по конструкции и комплектации этого образца и удалось установить много интересных фактов. Фирма еще с 1880-х годов торговала английскими, американскими и немецкими велосипедами, а с начала ХХ века начала производство собственных веломашин.

Велосипед «Блок-Ройаль» 1914 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед «Блок-Ройаль» 1914 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед «Блок-Ройаль» 1914 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед «Блок-Ройаль» 1914 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

При изучении рекламных каталогов и архивной информации стало ясно, что фабрика Торгового Дома «Ж. Блок» не производила самостоятельно весь ассортимент велосипедных комплектующих, а использовала импортные английские и немецкие части. Модели «Блок-Пионер» имели конструкцию и комплектующие английской компании Swift, о чем даже сообщалось на шильдике, а линейка «Ройаль-Блок» явно тяготела к немецкой школе велостроения, но прототип нигде не указывался. Я надеялся установить прототип по характерным элементам конструкции и декора – и мне это удалось!

Велосипед «Блок-Ройаль» 1914 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед «Блок-Ройаль» 1914 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Страница из рекламного проспекта велосипедов "Свифт" Торгового Дома "Ж. Блок" 1909 года. Модель имеет небольшие отличия от более поздней модификации. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Страница из рекламного проспекта велосипедов "Свифт" Торгового Дома "Ж. Блок" 1909 года. Модель имеет небольшие отличия от более поздней модификации. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Рама имеет конструкцию с внутренними узлами – все ее элементы пропаяны изнутри и снаружи. Левый шатун изготовлен воедино с кареточной осью, а правый шатун с ведущей звездой крепится на «конический квадрат». Также довольно характерными оказалась форма и рисунок накатки на гайках штока передней вилки и колесике рулевого демпфера. Среди определяющих факторов оказалась также форма рамок металлических педалей. Все эти элементы однозначно указывали на производителя или, как минимум, на разработчика всех основных элементов велосипеда – германскую компанию Durkopp из города Билефельда. Все комплектующие изготовлены с высочайшим качеством, что подразумевает очень серьезное техническую оснащенность производства. Вариант изготовления этих частей на фабрике «Ж. Блок» в Москве отпадал – фабрика не имела необходимого оборудования и потребных площадей. Судя по отсутствию клейм на деталях и характерных номеров на рамах и некоторым отличиям конструкции от серийной продукции «Дюркоппа», можно считать достоверно установленным факт, что владельцы Торгового Дома «Ж. Блок» заказывали в Билефельде изготовление рам, вилок и основных комплектующих. Некоторые детали (задние втулки, обода, седла и т.п.) приобретались у сторонних производителей в Германии и Великобритании. Красили и собирали велосипеды уже в Москве.

Велосипед «Блок-Ройаль» 1914 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед «Блок-Ройаль» 1914 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед «Блок-Ройаль» 1914 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед «Блок-Ройаль» 1914 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед «Блок-Ройаль» 1914 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед «Блок-Ройаль» 1914 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед «Блок-Ройаль» 1914 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед «Блок-Ройаль» 1914 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед «Блок-Ройаль» 1914 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед «Блок-Ройаль» 1914 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед «Блок-Ройаль» 1914 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед «Блок-Ройаль» 1914 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед «Блок-Ройаль» 1914 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед «Блок-Ройаль» 1914 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Торговый дом «Ж. Блок» был основан в Москве в 1863 году. Торговал различными механическими устройствами (весами, печатными и швейными машинами, велосипедами, подъемными кранами, лифтами, станками), конторской мебелью и т.п. Владели предприятием Жан, Вильям и Юлий Блоки. Первоначально контора и магазин располагались на углу Кузнецкого моста и Лубянки в доме князя Голицына. Велосипеды появились в ассортименте фирмы в 1880 году, благодаря одному из владельцев – Юлию Ивановичу Блоку, который был увлечен велосипедной ездой, всячески пропагандировал ее и был одним из учредителей первого в России велосипедного объединения – Московского Общества Велосипедистов-Любителей (МОВЛ). В 1889 году открылась слесарно-механическая фабрика, принадлежащая фирме.

Реклама велосипедов "Свифт" Торгового Дома "Ж. Блок" 1890 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Реклама велосипедов "Свифт" Торгового Дома "Ж. Блок" 1890 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Осенью 1893 года завершено стро­итель­ство здания братьев Третьяковых на углу Кузнецкого моста и ул. Рождественки, часть которого была приспособлена ­для нужд ТД «Ж. Блок» и где разместились магазин и контора. К началу ХХ века филиалы Торгового Дома имелись в Санкт-Петербурге, Одессе, Киеве, Варшаве, Екатеринбурге, Ташкенте, Ростове-на-Дону; а временные склады на Ниже­городской и Ирбитской ярмарках.

Страница из рекламного проспекта велосипедов "Свифт" Торгового Дома "Ж. Блок" 1896 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Страница из рекламного проспекта велосипедов "Свифт" Торгового Дома "Ж. Блок" 1896 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В 1894 году в помещении ТД открылась ­первая в России выставка велосипедов с обширным историческим разделом, представлявшим эволюцию конструкции велосипеда.

Страница из рекламного проспекта велосипедов "Свифт" Торгового Дома "Ж. Блок" 1896 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Страница из рекламного проспекта велосипедов "Свифт" Торгового Дома "Ж. Блок" 1896 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Фирма торговала английскими велосипедами Swift, Rudge и Premier; немецкими Durkopp, Zeidel & Naumann, американскими Rambler и Cleveland, а также «Ройаль Блок» и «Блок Пионер» собственной сборки. Торговый Дом «Ж. Блок» прекратил свое существование после большевистского переворота 1917 года, а его владельцы вынуждены были эмигрировать.

Подписывайтесь на канал и узнаете много интересных фактов из истории техники и спорта!

Страница из рекламного проспекта велосипедов "Свифт" Торгового Дома "Ж. Блок" 1913 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Страница из рекламного проспекта велосипедов "Свифт" Торгового Дома "Ж. Блок" 1913 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Страница из рекламного проспекта велосипедов "Свифт" Торгового Дома "Ж. Блок" 1913 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Страница из рекламного проспекта велосипедов "Свифт" Торгового Дома "Ж. Блок" 1913 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.