Найти в Дзене
Жить на два дома

Среднерусская корова в водах Северного Ледовитого Океана

Легендарный дизель-электроход «Обь». 23 похода в Антарктиду. Мое первое судно, куда я был назначен на младшую офицерскую должность, после окончания училища. Сходить на «Оби» в Антарктиду мне не довелось, другие суда, помоложе, начали обслуживать антарктические экспедиции. А я продолжил оттачивать свои мореходные знания, полученные в высшем учебном заведении, на припайном льду и на пришвартованных у борта понтонах, на самовыгрузке, у арктических островов.

Самовыгрузка -это отдельная песня экипажей судов-снабженцев, работающих летом на обеспечение полярных станций, геологоразведочных партий и заброшенных в «никуда» микро гарнизонов радиолокационных постов. Работа на полярных островах Земли Франца Иосифа, Новосибирских островах, Новой Земле и прочая и прочая.

Фото: De-ussr.ru  Дизель-электроход "Обь"
Фото: De-ussr.ru Дизель-электроход "Обь"

Везли в трюмах и на палубе все, даже солдатиков, для которых были устроены кубрики в твиндеке третьего трюма по обоим бортам. Были они отапливаемые, но без вентиляции, двери выходили в общий коридор. Ладно солдатики на севере, но помещения эти были сооружены для зимовщиков, которых везли в Антарктиду. Представляете себе, как им было жить в невентилируемом железе, в тропиках, Переход из Ленинграда в Антарктиду длился долго, и по пути 3 недели тропиков им были обеспечены.

Отвлекся. В порту судно грузили краны, на островах выгружали все погруженное ранее силами экипажа, судовыми стрелами на лед, если был крепок или на понтон у борта и таскали понтон катером на галечный пляж в летнее время по "чистой воде". В один такой прекрасный летний месяц встали на якорь у острова Земля Александры, архипелага Земля Франца Иосифа. Как ни будь потом расскажу, причем тут Франц и Иосиф.

На острове стояла радиолокационная станция дальнего дозора с небольшим гарнизоном. Если есть солдатики, то есть и офицеры. Если это дыра, то офицеры молодые. Если офицеры молодые, то они при офицерских женах. А офицерские жены всегда при детях.

Каково растить детей на острове, где трава не растет, один мох, и тот видно только 3-4 месяца в году, а потом его накрывает снег. Солнце прячется за горизонтом на 6 месяцев и наступает полярная ночь. Ночь 6 месяцев в году. Но молодой офицер думает исключительно головкой а не головой, поэтому мы привезли детям двух дойных коров. Солдатам небольшое стадо свиней.

Ехало сборное стадо на кормовой палубе, под вертолетной площадкой, где им были сколочены хлева, стойла, ясли и прочие «элементы сладкой жизни». Сомневаюсь, что бы кто-то из моих читателей видел как грузят на палубу краном коров и свиней. В двух словах: расстилается грузовая сетка. Большая квадратная сеть 5 х 5 метров с ячеей 20 – 25 сантиметров. За четыре угла ее цепляют грузовыми стропами.

Стропы заводят на гак крана. Загоняют свиней, сколько забежит на сетку, и резко ее поднимают, чтоб не успели выбежать, Сколько поймали – столько подняли. Свиньи в ужасе замирают, растопырив в ячейки свои свиные рульки и молча перемещаются из точки «А» в точку «Б».

Если точка «Б» на понтоне, как в нашем случае, то сетку, подняв завязывают наверху, чтоб «пассажиры» не разбежались за борт, при посадке. Таким кулем их доставляют на берег на съедение солдатикам, ну и офицерам и их женам с детьми.

Кто такой умный в МО придумал эту схему снабжения, нам неведомо. Видно посчитали, что так им дешевле кормить бойцов и командиров, чем поставить пару хороших морозильных камер. Мы-то свиней с собой не возим, бывает, что и более полугода едим мороженое мясо. И ничего !

Корову грузят со всем к ней уважении отдельно, персонально. Заводят под брюхо у вымени широкую ленту - строп и вторую ленту – под передние ноги. Корова молчит, пока не взлетит в воздух, там она громко выражает свои чувства, пока не поставят на твердое основание.

Моя смена в тот раз была на понтоне. Приняли корову, сняли из под нее стропа, привязали за рога к рыму, накрыли бедную брезентом. Следом пошли свиньи, свиной шар, с торчащими копытцами. Переносить их надо очень аккуратно, чтоб не тряхнуть сетку, иначе выскочат даже из нее. Довели шар до понтона, приготовились плавно опускать.

И тут возьми и переключись питание с одного дизель-генератора на другой! Скачок напряжения, скачок скорости лебедки грузового шкентеля. Тряхнуло сетку над головой у коровы и заорали во весь голос свиньи! Бедная корова с перепугу сиганула с понтона в воду, веревка порвалась и корова поплыла по Северному Ледовитому от борта, куда глаза ее коровьи глядят.

Боцман, умелец и самодеятельный ковбой, ухитрился закинуть с палубы ей выброску на рога, второй конец бросил нам на понтон. Жалко корову ! Верите, вдвоем вытащили бедную из воды по слипу на понтон. Легкий морозец, минус 5-7. Вода градусов -2. Соленая, не замерзает.

Бедная, очумелая корова поняла, что надо стоять смирно. Растерли ее сеном, накрыли брезентом, еще брезентом и быстро погнали понтон к берегу. Свиньи не унимались. На берегу уже предупредили встречающих. Солдатики привязали коровку к тягачу и легкой рысью, для согрева, помчали в приготовленные хлева. Свиней повели, как пленных немцев, пешком, охраняя со всех сторон и подгоняя метлами и лопатами.

Придет осень, встанет лед, вернутся белые медведи. Как служивые будут их от своего скотного двора отгонять ? Дух от хлева будет распространяться по Арктике на многие мили и мишек соберется немеряно, со всего архипелага. Но мы этой замечательной картины не увидим, нас ждут на следующей полярной станции.

А вы, дорогие читатели, не забывайте подписываться на канал и ставить лайки.