Кто бы мог подумать, что в автомобильном музее Пекина я обнаружу сразу несколько советских мопедов.
Они стоят в одном ряду с китайскими моделями, о которых я расскажу вам в одной из следующих записей.
А пока давайте посмотрим на родную технику, которая бережно (или не очень) сохранена китайцами.
Сразу стоит отметить, что все советские мопеды подписаны как «Немецкий тип мопеда (Произведен в СССР)». То есть вот так китайцы решили, что мы просто взяли и скопировали все модели у немцев. А ведь правы они лишь отчасти.
В-902
Ряд открывает В-902 — первый мотовелосипед Львовского велозавода, производившийся с 1958 по 1962 год.
Он был разработан конструкторами Харьковского велосипедного завода и конструктивно был очень похож на их В-901. Даже двигатель Д-4 был тем же.
Но главное отличие заключалось в раме, которая ниспадала, как у женского велосипеда, в отличие от горизонтальной у В-901.
Выставленный в музее экземпляр, в целом, сохранился достаточно неплохо. Но это если не присматриваться.
Топливный бак, почему-то, свисает внизу рамы. Видимо, китайцы не смогли придумать, где его закрепить. У мопеда отсутствует провод, идущий на свечу зажигания, неправильная звёздочка и явно перешитое сиденье.
Но главное непонимание вызывают очень странные внедорожные шины с протектором в виде ёлочки.
ПВЗ-16ВМ
Сначала я подумал, что дальше в ряду стоит еще один В-902, только нормальный, с правильными колесами и топливным баком, размещенным там где надо.
Но немного поискав информацию оказалось, что эта штука называется ПВЗ-16ВМ.
В 1961 году техническая документация В-902 была передана в Пензу на завод «ЗИФ». Там его начали производить под маркой ПВЗ-16ф, или просто Мотовелосипед 16-В.
В 1967 году он получил барабанный передний тормоз, более глубокие крылья и мопедное сиденье вместо велосипедного. Такой мотовелосипед назвали ПВЗ-16ВМ.
Сначала он выпускался с двигателем Д-5, но потом завод перешел на Д-6. На музейном экземпляре стоит вторая версия мотора, которая шла также с измененной передней фарой.
Рига-11
А этот мопед узнает каждый, кто застал СССР будучи мальчишкой. Это Рига-11 - первый советский серийный мопед с хребтовой рамой.
Его легко отличить по отсутствию бензобака на раме. Его разместили в очень нестандартном месте над задним колесом.
Эта особенность именно Риги-11, от которой на последующих моделях отказались. Дело в том, что во время движения даже в небольшую горку с неполным баком наблюдались перебои в подаче топлива к двигателю.
Кроме того, такое расположение топливного бака дополнительно нагружало заднее колесо.
Музейная Рига хотя и не проходила процедуру восстановления, но сохранилась в довольно неплохом состоянии. Если не смотреть на вмятины и царапины на кузовных элементах.
Итак, далее вас ждет статья про китайские легкие мопеды. Они в чем-то были похожи на советские, поэтому будет интересно! Не забывайте подписаться!
P.S. Скорее всего у многих из вас были мопеды в детстве. Если были, то расскажите о нём. Какой по вашему мнению самый классный? Я вот думаю не купить ли себе погонять какую-нибудь Ригу.