Найти в Дзене
Авиатехник

Поговорим о Ту-154. Как он создавался?

Оглавление

Эту статью я посвятил небезызвестному самолёту Ту-154, вдохновившись историей создания Ил-62. Оба самолёта были созданы с относительно небольшой разницей во времени. Они дали серьезный толчок в развитии отечественной авиации. Считаю, что их история является наглядным примером того, как нужно двигаться и развиваться нашей стране.

Ту-154. История создания

-2

При создании самолёта Ту-154 ОКБ А.Н. Туполева использовало все знания и опыт, накопленные в послевоенный период при разработке и эксплуатации первых реактивных пассажирских самолётов.

Работы над новым среднемагистральным пассажирским самолётом начались ещё в начале 60-х годов. Конструкторам пришлось создать самолёт, который в отличие от предшественников не имел военных корней. Ту-154 изначально разрабатывался как пассажирский самолёт. В ходе разработки были учтены потребности гражданского воздушного флота и требования возможных зарубежных заказчиков на ближайшие годы.

-3

Туполевцы направили свои старания на внедрение большого количества новых технических решений, позволявших построить самолёт, превосходящий сразу несколько типов отечественных пассажирских самолётов с целью их замены. Также Ту-154 разрабатывался и как конкурент зарубежным вариантам того же класса (самолёты фирмы Boeing).

В начале 1960-х на воздушных линиях Аэрофлота, имеющих протяженность от 1500 до 3500 км, успешно эксплуатировались самолёты Ту-104, Ан-10 и Ил-18. Если первый самолёт обеспечивал самую большую крейсерскую скорость и наилучший комфорт, то Ан-10 и Ил-18 имели наилучшие взлётно-посадочные характеристики и дальность полёта, в совокупности с более экономичным расходом. Эти самолёты были одного класса, из-за чего возникала сложность в обеспечении нормального процесса тех. эксплуатации парка данных вариантов. Они конструктивно отличались друг от друга.

Ту-154 заменил сразу три самолёта. Он вобрал в себя лучшие качества своих предшественников.

-4

Первые работы по Ту-154 были начаты в 1963 году. Изначально новый самолёт разрабатывался как логическое продолжение Ту-104, но с некоторыми изменениями (новая хвостовая часть под три двигателя НК-8). Крыло было взято от Ту-104Б. Проект получил обозначение Ту-104Д.

В 1964 году был изготовлен макет самолёта, который получил привычное название Ту-154. Компоновка была аналогична Ту-154Д, однако диаметр фюзеляжа изменила до 3,8 м. Будущий самолёт был рассчитан на 109 пассажирских мест в варианте первого класса и на 141 место в эконом классе.

Пассажирская кабина имела центральную кухню, которая делила кабину на два салона.

-5

Лишь к 1965 году сложился облик среднемагистрального пассажирского самолёта, рассчитанного на транспортировку 16000-18000 кг коммерческой нагрузки на расстояние 2850-4000 км с крейсерской скоростью 900 км/ч, 5800 кг коммерческой нагрузки на 5800-7000 км с крейсерской скоростью 850 км/ч, который был способен эксплуатироваться во всем диапазоне взлетных масс с аэродромов второго класса.

В августе 1965 г. ОКБ А.Н. Туполева получило задание на проектирование среднемагистрального пассажирского самолёта Ту-154 с тремя турбовентиляторными двигателями типа НК-8-2 тягой 9500 кг каждый.

Конструкторы должны были совместить в новом самолёте максимальную экономичность и безопасность полёта. Была выбрана трёхдвигательная схема.

-6

Ту-154 отличался высокой степенью механизации крыла, благодаря чему появились широкие возможности для осуществления вертикального маневра. Также на самолёте впервые в СССР был реализован принцип многократного резервирования всех основных систем, что положительно сказывалось на безопасности полёта.

Основные стойки шасси Ту-154 оснащались трехосной тележкой, из-за чего снизилась нагрузка на аэродромную плиту.

Ту-154 стал первым самолётом ОКБ Туполева, оснащенным ВСУ (вспомогательная силовая установка).

Конструкторы уделили немалое внимание комфорту пассажиров и экипажа.

На базе Ту-154 было создано немало модификаций.

-7

Первые два опытных самолёта были построены в 1968 году. Один предназначался для лётных испытаний, второй - для статических.

Первый этап испытаний начался в декабре 1968 г. Закончился лишь в январе 1971 г. Второй этап проводился с июня по декабрь 1971 г.

Ещё в 1969 году опытный самолёт Ту-154 демонстрировался на салоне в Ле Бурже. Чуть позже начались испытания предсерийных самолётов на линиях Аэрофлота. Было задействовано шесть самолётов.

Ту-154 поступил во Внуково в конце 1970 года. В мае 1971 он перевозил почту из Москвы в Тблиси, Симферопль, Сочи и Минеральные Воды. В начале 1972 года самолёт свой первый регулярный рейс.

-8

Ту-154 показал хорошие ЛТХ. Конечно, без некоторых проблем не обошлось. Самолёт требовал некоторого совершенствования в чсти повышения надежности конструктивных узлов, что было реализовано в последующих модификациях.

Стоит отметить, что в 80-е годы Ту-154 стали самыми массовыми самолётами Аэрофлота. Они летали не только по территории СССР, но и в зарубежные страны (Европа, Африка, Азия).

Характеристики

-9

Буду рад, если вы поддержите статью пальцем вверх и подпишитесь на канал Авиатехник! Также предлагаю посмотреть интересный ролик на моём YouTube канале: