Найти тему

Масштаб 1;43. Выпуск копий моделей авто в Саратове, в советские годы!

Эта небольшая статья, как краткая фото история о масштабных моделях копий отечественного автопрома, которые выпускались в нашем Саратове в 70-90 года прошлого столетия. Кто жил в то далекое время, в нашем городе, тот наверняка вспомнит замечательные копии автомобилей отечественного автопрома и их фантастическую реальность и похожесть на настоящие авто. Большую часть фотографий, вы увидите в конце статьи. Приятного просмотра.

фото из личного архива Андрея Селезнева
фото из личного архива Андрея Селезнева

Завод Тантал работает на территории Саратова очень давно. А именно с 1949 года, когда был образован «Саратовский завод электронных приборов».

Фото из личного архива Михаила Сергеева
Фото из личного архива Михаила Сергеева

Новый завод, в основном специализировался на выпуске военной продукции. Завод был образован на базе танковых ремонтных мастерских. Назначение этих мастерских, в грозное для страны время, был ремонт танковых машин, которые выходили из строя. Рабочие практически жили на казарменном положении при мастерских на 2 дачной, работая по 20 часов в сутки. Первым директором завода был первый секретарь райкома партии тов. Шевченко Всеволод Петрович.

А в 1971 году, название завода обрело привычным для нашего слуха название, «Тантал». Кстати на всем протяжении своей Советской истории, завод входил в структуру министерства электронной промышленности СССР. В советские годы и ранние времена Российского государства, помимо военной продукции, завод выпускал продукцию и бытового назначения.

Первая СВЧ печь времен СССР, сделанная на заводе "Тантал"

Фото взято с сайта старые фотографии Саратова здесь https://oldsaratov.ru/forum/bytovaya-tehnika
Фото взято с сайта старые фотографии Саратова здесь https://oldsaratov.ru/forum/bytovaya-tehnika

Помните, в начале дефицитные, а потом и вовсе ставшие знаменитыми по всей стране, видео магнитофоны Электроника ВМ-12,18 и 32.

Это видеомагнитофон, выпускался в Саратове на Тантале с 1984 года, впоследствии производство было переведено на завод "Радон" в Маркс. Фото взято в открытом доступе на яндекс картинках.
Это видеомагнитофон, выпускался в Саратове на Тантале с 1984 года, впоследствии производство было переведено на завод "Радон" в Маркс. Фото взято в открытом доступе на яндекс картинках.

Приобрести такое проигрывающее видеоустройство для советского человека, считалось почти успехом всей его жизни. Наверное, по значимости, можно было сравнить, с покупкой автомобиля.

А еще ранее, во времена Советского Союза, начиная с 70-х годов, завод выпускал замечательные коллекционные автомобильные машинки, уменьшенные копии (1:43) авто, которые рассекали по дорогам нашей великой страны. Огромная заслуга в развитие завода и в том числе и развитии на заводе моделирования, о которых идет речь в статье, директора завода,Умнова Георгия Архиповича и его команды. Директор Умнов Г.А., руководил заводом, с 1972 по 1997 года. Сотрудники завода «Тантал», постарались на славу и создали в те времена, шедевральные масштабные копии, настоящих автомобилей. Для того, что бы создать модели идеально похожие на настоящие машины, сотрудникам КБ, пришлось побывать на настоящем производстве отечественного автопрома, где командированные инженеры конструкторского бюро, внимательно изучили «настоящее» производство. И только после этого были созданы чертежи, по которым начали сначала, минимальными партиями, а впоследствии и массово, производить модели машин. Первая модель машины была уменьшенной до масштаба 1:43, копией легендарной машины, Москвич – 408. Модельку, выпустили в 1971 году. А уже в 1973, на свет появились новые модели - копии Москвичей 426, 427, 433 и 434, а скоро было налажено и их промышленное производство. В дальнейшем производители разрабатывали и выпускали копии и других автомобилей отечественного автопрома.

фото из личного архива Андрея Селезнева
фото из личного архива Андрея Селезнева

В конце 70-х годов, основное производство моделей машин, было перенесено из нашего города на завод «Родон», который находился под в Саратовом, в городе Маркс и входил в состав ПО «Тантал». Там продолжился выпуск этих интересных моделей.

фото из личного архива Андрея Селезнева
фото из личного архива Андрея Селезнева

Модели успешно продавались по всей территории Союза. Модели отечественного Автопрома с большим успехом расходились и за рубежом, более чем в 40 странах мира. Количество «шевелящихся и открывающихся» деталей в моделях постоянно увеличивалось.

фото из личного архива Андрея Селезнева
фото из личного архива Андрея Селезнева

Статистика выпуска этих авто мини шедевров впечатляет. За 1982 год было выпущено 2 млн. штук моделей машинок. А всего,за период с 1974 года по 1986, т.е. за 12 лет производства, было выпущено более 18 млн. штук моделей. Внушительная цифра, правда?

фото из личного архива Андрея Селезнева
фото из личного архива Андрея Селезнева

Масштабированный выпуск моделей с 1975 года был таков

В 1975 году Москвич-403 и Москвич – 412 (Гаи), Ваз 2101, и и ВАЗ 2102, а закончилось масштабный выпуск моделей этого производства в 1991 году выпуском прицепа ( полевая кухня), а так же прицепа ГАЗ-704, для Уаз-469. А далее, далее производство этих замечательных «игрушек" к сожалению, свернулось.

фото из личного архива Андрея Селезнева
фото из личного архива Андрея Селезнева

Я помню, как в Советское время, в Саратове ( окончание 70 годов) , такие машинки продавались практически во всех киосках союз печати, и «простенькие» модели «Москвичей», стоили относительно не дорого, всего 3 рубля, 50 копеек. У меня их штук 10 разных было....

фото из личного архива Андрея Селезнева
фото из личного архива Андрея Селезнева

Особо интересно было пробовать покрутить руль, впихав детский мизинчик в открытую дверцу. По открывать и позакрывать капот или багажник очередной модели. Да уж было время такое, под названием детства…. .Жаль больше не вернуть его…. А вот еще несколько фото, у товарища их было много, жаль, что и машинок этих больше нет, продал-раздарил.

фото из личного архива Андрея Селезнева
фото из личного архива Андрея Селезнева
фото из личного архива Андрея Селезнева
фото из личного архива Андрея Селезнева
фото из личного архива Андрея Селезнева
фото из личного архива Андрея Селезнева
фото из личного архива Андрея Селезнева
фото из личного архива Андрея Селезнева
фото из личного архива Андрея Селезнева
фото из личного архива Андрея Селезнева
фото из личного архива Андрея Селезнева
фото из личного архива Андрея Селезнева
фото из личного архива Андрея Селезнева
фото из личного архива Андрея Селезнева
фото из личного архива Андрея Селезнева
фото из личного архива Андрея Селезнева

до новых встреч...)