Эти три состояния ума, которые омрачают ум, на санскрите называются клеша . Их называют тремя ядами в традиции Махаяны или тремя нездоровыми корнями в традиции Тхеравады.
1- Жажда (Рага)
Тягу можно описать как сильное желание людей доставить удовольствие своим чувствам, испытать жизнь и защитить свое эго.
Тяга - это не просто желание, это очень мощное, беспокоящее мышление, которое следует понимать скорее как неконтролируемую жажду или побуждение.
Три вида жажды
В своей первой проповеди Сиддхартха Гаутама - ныне Будда - выделил три вида страстного желания: стремление к чувственным удовольствиям, стремление стать и стремление не становиться.
1. Чувственные желания легко распознать, это привязанности к сексу, еде, объектам, развлечениям, комфорту и т. Д.
2. Стремление к становлению - это привязанность к желанию быть знаменитым или могущественным.
3. Тяга к не-становлению - это привязанность к желанию избавиться от чего-то, чем бы это ни было.
2- Отвращение (Двеша)
Двеша - это санскиртское слово, означающее «отвращение», «отвращение» или «ненависть», и это одно из препятствий, мешающих практикующему достичь Пробуждения. Это можно определить как страх получить или соприкоснуться с тем, чего мы не хотим или что нам не нравится.
Симптомы отвращения могут проявляться как отвращение и неприязнь, вплоть до гнева, враждебности и желания кому-то боли, вреда или страданий.
С отвращением мы склонны сопротивляться, отрицать, избегать и противостоять неприятным эмоциям, событиям и людям, которые нам не нравятся. Наше эго хочет, чтобы все в нашей жизни было приятным, легким, комфортным и всегда приносило удовлетворение.
Это нарушенное состояние ума только усиливает наше восприятие двойственности и разделения с миром, с реальностью. Это также заключает нас в порочный круг постоянных конфликтов и поиска врагов, где бы мы ни находились.
3- Незнание
Что такое невежество с буддийской точки зрения? Истинное невежество не имеет ничего общего с чьим-то уровнем образования, но с его неспособностью видеть истинную природу себя и мира, видеть вещи такими, какие они есть на самом деле, без фильтра различающего ума.
Будда считал, что в мире существует множество истин, о которых люди не знают или не осведомлены из-за ограничений их понимания и знания.