Трамвай - почтенный дедушка всех видов городского общественного транспорта из тех, что сейчас еще действуют. Он возник в первой половине 19 века и первоначально имел конную тягу (конка). Современные трамваи в городах России могут развивать скорость 65-75 км/ч в зависимости от состояния рельсов и контактной сети.
Сейчас трамвайное движение действует в 62 российских городах вместе с Крымом - от маленьких уездных до крупнейших мегаполисов с населением от 8 тыс. (г. Волчанск) до 12,5 млн. человек. В трех городах, Старом Осколе, Усть-Илимске и Волгограде трамвай имеет статус скоростного (маршрутная скорость более 24 км/ч), причем в последнем городе у него даже есть полноценный подземный участок, приближенный к стандартам метро.
В скобках указана эксплуатационная длина сети трамвайных линий в городе по оси улиц.
1.Санкт-Петербург (228 км)
Северная столица с самой северной в России (по широте) трамвайной системой уверенно занимает пальму первенства по протяженности трамвайных маршрутов, а в 1980-х годах город обладал самой крупной сетью во всем мире длиной более 300 км. Здесь же на Васильевском острове до 2002 года находился уникальный трамвайный перекресток с 16 стрелками. На нем трамваи, подъезжая с любого направления, могли уехать в любую сторону - прямо, налево или направо, а стрелки переводил специальный дежурный.
После закрытия ряда линий в 90-х и 2000-х на фоне глубокого экономического кризиса в стране сейчас питерская сеть находится на 4 месте в мировом рейтинге. В городе действует 41 маршрут, в т.ч. самый загруженный в России №60 с интервалами 2-3 мин. в час-пик, а на линии каждый день выходят около 800 вагонов.
В Питере действует уникальный для России частный трамвай Чижик, эксплуатируемый строительной компанией ЛСР, которая использует новые трамваи Метелица от швейцарской компании Stadler. На остальных линиях бегают старенькие сочлененные ЛВС-86 выпуска конца 80-х годов и одиночные ЛМ-99, произведенные на Петербургском трамвайно-механическом заводе. Привычных для постсоветских городов Татр и КТМ-ов здесь не увидишь. Потихонечку в парк поступают новые сочлененные трамваи Витязь (около 50 шт.), как в Москве, а также КТМ-31.
В городе, особенно центральной части, многие линии никак не обособлены от потоков машин и трамваи стоят вместе со всеми в пробках.
Стоимость поездки 50 руб., по транспортной карте Подорожник - 33 руб.
2.Москва (178 км)
Несмотря на погром некогда самой большой в мире троллейбусной системы в столице, московскому трамваю, который появился в 1899 году, пока что вроде ничего не угрожает, а вагоны стремительными темпами обновляются на новые низкопольные сочлененные Витязи (их уже примерно половина парка). Самые старые московские вагоны - КТМ-19 и откапиталенные Татры-3 выпуска начала 2000-х годов, которые сейчас активно списываются и передаются в регионы, для которых даже такие трамваи гораздо новее их устаревшего трамвайного парка. Также встречаются современные низкопольные польские сочлененные PESA Fokstrot и одиночные КТМ-23.
После закрытия трамвайных маршрутов во времена Лужкова, когда были демонтированы примерно 15 км линий в центральной части города, сеть представляет собой 2 несвязанные между собой части - основную и северо-западную.
Сейчас в столице насчитывается 40 маршрутов трамваев, на линии выходят более 800 вагонов. Последнюю новую линию, если не считать небольшого куска у Белорусского вокзала, открыли еще в 1982 году в спальном районе Строгино. Наибольшая плотность трамвайных линий наблюдается в восточных районах города, а в Западном округе их вообще нет. Примерно 80% путей обособлены от машин ограждениями или запрещающими знаками.
Стоимость разовой поездки - 55 руб., при оплате транспортной картой Тройка - 40 руб.
3.Екатеринбург (80 км)
Трамваи в столице Урала появились в 1929 году и сейчас являются вторым по популярности городским транспортом после коммерческих маршруток. Ежегодно они перевозят порядка 80 млн. пассажиров.
Сеть насчитывает 31 маршрут и более 470 трамваев. 70% парка - чехословацкие Татры Т3 1970-80х годов, многие из которых прошли капремонт, а также Татры Т6. Парк потихоньку обновляется новыми трамваями производства Уралтрансмаша. Несмотря на старый парк трамваев, сейчас строится новая трамвайная линия в город-спутник Верхняя Пышма длиной около 9 км, а также есть планы пустить трамвай в строящийся мкр. Солнечный.
Разовая поездка стоит 28 руб., при использовании Екарты предоставляется скидка.
4.Нижний Новгород (78 км)
Древний город на месте впадения Оки в Волгу, получивший трамвай аж в 1896 году, возглавляет тройку самых старых электрических трамвайных систем нашей страны. В настоящее время здесь действуют 15 маршрутов, а подвижной состав насчитывает более 330 вагонов.
Парк вагонов в основном состоит из КТМ-5 и Татр Т-3 1980-х годов выпуска. Также имеется около 50 относительно новых высокопольных трамваев от Уралтрансмаша, в 2018-2020 годах были получены 20 б/у трамваев из Москвы. По маршрутам в исторической части города ходит также отреставрированный ретро-экземпляр РВЗ-6М2.
Стоимость проезда - 28 руб., при оплате по транспортной карте дешевле.
5.Магнитогорск (74 км)
Трамвайное движение открылось в крупнейшем в России центре черной металлургии с населением более 400 тыс.чел. еще в 1935 году, и сейчас город исчерчен магистральными трамвайными линиями, соединяющими жилые микрорайоны с расположенной на другом берегу реки Урал гигантской промзоной с градообразующим Магниторгорским металлургическим комбинатом. С момента распада СССР город один из немногих из нашего рейтинга расширил свою трамвайную сеть, и он единственный в нашей подборке не является миллионником.
Сейчас в городе действует целый трамвайный 51 маршрут, с учетом 13 специальных заводских рейсов и коротких маршрутов - это всероссийский рекорд. Такое большое число связано с необходимостью развозки рабочих на заводы к разным сменам. Примерно 80% путей отделены от других видов транспорта для большей скорости движения.
Трамвайный парк преимущественной состоит из видавших виды КТМ-5 постройки 1980-х годов, однако потихоньку обновляется новыми вагонами и прошедшими капремонт. Всего на улицы города выходят более 200 вагонов. Цена разовой поездки - всего 20 руб.
В конце 2019 года в городе открылась новая линия длиной 2,5 км - крайне редко для современной России явление.
Понравилось? 👍 Ставь лайк, сделай репост в соцсетях!
☑️ Подпишись на наши новые статьи в ленте Дзена!
Читай также: 5 самых маленьких трамвайных городов России