Найти тему
Дмитрий Михайлов

Уфимский электротранспорт. Техника. Tatra T3: варианты модернизации.

Оглавление

Ранее уже шла речь по вагоны Tatra T3.

Сегодня же рассмотрим вопрос модернизации данных вагонов. На примере статьи о модернизации троллейбусов ЗиУ-10 будут рассмотрены уфимские попытки и более успешные варианты в других городах России.

Фото автора.
Фото автора.

Вкратце: Tatra T3 - четырехосный моторный трамвайный вагон производства ЧКД "Прага". Имел множество модификаций, в большинстве своем, отличия шли в зависимости от получателя вагонов.

Уфа: хорошее начало и грустный конец.

Фото автора.
Фото автора.

В Уфе было несколько попыток проведения КВР и модернизации.

Пока был БТЗ был УРТТЗ, то проводился ремонт и трамвайных вагонов, но тут ничего особо не меняли.

В прессе не раз звучали заголовки о том, что будет налажено производство по ремонту и модернизации трамваев. Но дальше дело далеко не шло.

В нулевые у 8 вагонов провели замену электрооборудования - у 6 было установлено ТВ-Прогресс, а у 8 - Венгерская система.

Дальше этого дело не пошло.

В 2015 году в Уфе появляется АО "Уфимский трамвайно-троллейбусный Завод", который спустя некоторое время выигрывает тендер на модернизацию 10 вагонов Татра.

Первым в очередь на модернизацию попал вагон с бортовым номером 2083. Было хорошее начало - вагон был раздет, начали собирать. Привезли тележки из Риги. Частично был собран салон. И в один прекрасный момент дело встало мёртвым грузом. Сейчас на продолжение модернизации требуется около 15 миллионов рублей.

УТТЗ переключился на сборку троллейбусов, а на трамвай благополучно забили. То есть, о сборке оставшихся 9 вагонов речь не идёт. Да и один из партнёров УТТЗ по этому делу - Рижский вагоностроительный завод - приказал долго жить в августе 2020 года.

А с момента начала модернизации прошло почти 5 лет. Проект остановлен из-за финансовых проблем.

Екатеринбург

Фото: Капитан
Фото: Капитан

Екатеринбург не особо париться с вагонами по поводу ремонта. Но кое-что они сделали. Немалое количество вагонов прошло через местные мастерские, где была заменена система управления, а многие двухдверные вагоны получили в середине третью дверь, которой периодически не хватало.

Самара

Фото: Сергей 1636
Фото: Сергей 1636

В Самаре провели модернизацию 28 вагонам. Здесь основной упор сделан на внутренности - установлен комплект тягового привода на IGBT-транзисторах производства ЗАО "АСК", г. Екатеринбург, штатный мотор-генератор заменён на два блока статических преобразователей и два вентилятора, применён новый межвагонный кабель с разъёмами фирмы HARTING. Теперь в этих вагонах нет привычного для Татр шума мотор-вентилятора, который часто путают с шумом печки.

Барнаул

Барнаул силами своего депо также работает над вагонами Татра Т3. При чём стоит отметить факт, что можно сказать о двух волнах модернизации - если в первую волну можно заметить изменения масок, то во вторую лишь изменился окрас. В ходе модернизации производится замена всех узлов, перебираются тележки, собирается заново панель управления и салон. То есть, проводится весь комплекс работ по ремонту.

Нижний Новгород

Фото: Дмитрий Морозов
Фото: Дмитрий Морозов

Нижний Новгород - город, который ремонтировал свои Татры не сам, а отправлял вагоны в Москву на Трамвайно-ремонтный завод. Правда, оттуда вернулись не все вагоны.

А те, что вернулись, получили всё тот же АСК, часть вагонов сделаны дизайн от вагона ТМРП-1. Часть же вагон получила лишь обновлённый окрас.

Краснодар

Фото: Ищенко Никита
Фото: Ищенко Никита

Краснодар начинал с ремонта в Москве, но вскоре ремонт стал проводить своими силами. Всё сделано на основе московского проекта - замена системы управления, обновления узлов и т.д.

Волгоград.

Фото: Михаил Звягинцев.
Фото: Михаил Звягинцев.

"Оквадраченная" Татра - именно так называют модернизацию вагонов Татра, которую производили в Волгограде. Проводился лишь небольшой ремонт в тяжёлых условиях 90-х годов.

Москва.

Столица первое время делала упор на дизайн - так появился ТМРП-1 и -2 (Трамвай модернизированный российскими предприятиями). Но потом был сделан упор на электронику. В зависимости от оборудования на ТРЗ сделаны следующие модификации.

  • МТТЧ - чешское оборудование ТВ-Прогресс
  • МТТЕ - оборудование АСК (Екатеринбург)
  • МТТД - - оборудование производства завода "Динамо" (Москва)
  • МТТМ - венгерское электрооборудование GANZ-Transelektro
  • МТТА - асинхронные электродвигатели и тяговый привод переменного тока.
  • МТТА-2 - тот же МТТА, но двери по обоим бортам, возможность работы в челночном режиме (все вагоны отправлены в Волгоград).

Стоит отметить тот факт, что ТМРП сейчас практически все модернизированы в другие модификации за исключением одного вагона.

Ижевск

Фото: Амир Закиров
Фото: Амир Закиров

Наиболее удачный вариант модернизации вагонов Татра произведена в Ижевске. Здесь смогли сочетать спокойный и современный дизайн, средний апо цене вариант модернизации. Здесь заменили большинство узлов, установлены иные маски, двери, заменена система управления.

Многие города в силу проблем с обновлением подвижного состава идут на такие шаги, как модернизация и глубокий ремонт. Но от этого техника прослужит чуть дольше, но и то не факт.

В следующий раз речь пойдёт о вагоне 71-402.

Материал создан при поддержке каналов "Уфимский транспорт"Матвея Скворцова и группы "Уфимский электротранспорт"

#уфа #екатеринбург #барнаул #самара #краснодар #волгоград #москва #ижевск #подвижной состав