Найти тему
РЭШ

Откуда берутся стереотипы и как их поменять?

Оглавление
Photo by Clay Banks on Unsplash
Photo by Clay Banks on Unsplash

12 ноября в рамках Почетных лекций по политической экономике памяти Альберто Алесины на Лектории РЭШ прошла лекция профессора Университета Боккони Элианы Ла Феррары. В своей презентации «Изменение стереотипов» она рассказала о двух исследованиях, посвященных данной теме: одно из них основано на данных, собранных в университете в Южной Африке, а другое - на изучении отношения к иммигрантам в итальянских школах.

Откуда берутся стереотипы?

Современные общества очень разнообразны по многим параметрам, в том числе по этническому признаку. На этом фоне в обществе сегодня ведутся очень активные дискуссии на тему предрассудков и стереотипов, которые формируются у представителей одних групп по отношению к другим. Эти стереотипы, однако, играют довольно важную функциональную роль в обработке информации. Они становятся устойчивыми ментальными представлениями о различиях между группами людей, которое позволяет нам быстрее обрабатывать информацию. С этой точки зрения, стереотипы действительно имеют свою функцию в когнитивной деятельности человека.

Однако стереотипы также вызывают искажения в поведении, например, заставляя нас чрезмерно упрощать наши суждения и, возможно, заставляя нас дискриминировать одних людей по отношению к другим. Последствиями этого может быть неравный доступ к экономическим, социальным или политическим возможностям. При этом может возникать своего рода порочный круг, когда отдельные группы, к которым привязывается негативный стереотип, принимают этот негативный образ и в итоге не реализовывают в полной мере свой потенциал в каком-либо из видов деятельности.

Профессор Ла Феррара с соавторами использовала в своих исследованиях два подхода к анализу и, соответственно, поиску способов изменения стереотипов. Первый подход основан на социальном взаимодействии: отношениях между соседями по комнате в общежитии Университета Кейптауна, представляющими различные группы и расы. Второй - на демонстрации людям их собственных стереотипов и помощи в их осознании через когнитивный и психологический эксперимент, который проводился с учителями итальянских средних школ. Оба исследования были основаны на Имплицитном ассоциативном тесте (ИАТ, IAT) - экспериментальном методе, который социальные психологи используют уже в течение относительно долгого времени. В нем испытуемые должны быстро объединять концепции в пары, и в итоге то, как быстро человек формирует соответствующие пары, показывает, насколько часто они встречаются в повседневной жизни и ментальной работе.

Исследование 1: Можно ли изменить стереотипы с помощью социального взаимодействия?

Первое исследование, проведенное Элианой Ла Феррара совместно с Люсией Корно (Католический университет Святого Сердца, Милан) и Жюстин Бернс (Университет Кейптауна), показывает, существует ли взаимосвязь между уменьшением предрассудков и изменением производительности. Ученые изучали ситуации, когда в Университете Кейптауна первокурсники получали себе в соседи по комнате студентов разных рас, где апартеид привел к стереотипам и маргинализации черного населения.

Результаты исследования показывают, что в такой ситуации стереотипы белых студентов становится более благоприятными в отношении чернокожих. Кроме того, наблюдались положительные изменения в плане дружеских отношений, отношениях между людьми и просоциальном поведении.

Это исследование объединяет два направления: с одной стороны, это социальная психология, которая рассматривает разнообразие, идентичность, формирование стереотипов, и в которой политика интеграции рассматривается как способ изменить отношение людей друг к другу, уменьшить предубеждения и межгрупповые конфликты. С другой стороны, это экономика: было показано, что этническое разнообразие отрицательно коррелирует с экономическим ростом, обеспечением общественными благами, транспортом и различными учреждениями. Было также показано, что сегрегация в обществе может увеличивать различия между группами людей. И здесь интеграционная политика снова становится инструментом сокращения негативных проявлений.

Исследование 2: Выявление стереотипов на примере отношения к иммигрантам в итальянских школах

В совместной работе с Альберто Алесиной (Гарвардский университет), Микелой Карланой (Школа управления им. Джона Ф. Кеннеди Гарвардского университета) и Паоло Пинотти (Университет Боккони) Элинана Ла Феррара изучает два вопроса: приводят ли стереотипы к дискриминации иммигрантов и меняют ли люди свое поведение, когда они осознают живущие в них стереотипы.

В исследовании приняли участие 102 средние школы в Северной Италии и 1384 учителя математики и литературы, которым была предложена возможность получить электронное письмо с результатами и отзывами об их собственном Имплицитном ассоциативном тесте. Было обнаружено, что учителя наказывают детей-иммигрантов чаще, чем учеников, являющимися коренными итальянцами, и это наказание коррелирует с результатами ИАТ учителя: чем более предвзятым является учитель по результатам теста, тем ниже оценку он поставит ребенку-иммигранту по сравнению с оценкой, которую эта же работа получает без информации о том, чья именно работа оценивается. Исследование также показывает, что меры, направленные на повышение осведомленности человека о скрытых в нем расовых стереотипах, могут помочь противодействовать дискриминации.

Несколько выводов

Первый важный вывод заключается в том, что если вы заставляете людей из разных групп взаимодействовать друг с другом, это может помочь уменьшить стереотипы. Проблема здесь заключается в том, что часто довольно сложно организовать или создать возможность для такого взаимодействия.

Второй вывод показывает, что если люди проходят определенное “обучение” - оценивают и понимают заложенные в них самих стереотипы, а затем узнают, как они используют эти стереотипы, - это приводит их к противодействию потенциальной дискриминации, которая могла бы иметь место без подобного “обучения”.

Возможно, такое “обучение” и обратная связь по поводу выявляемых в каждом человеке стереотипов позволяет эффективнее справляться с этими самыми стереотипами и предвзятостями. В этом контексте можно проводить дополнительные исследования, чтобы оценить степень устойчивости стереотипов и посмотреть, переносятся ли они в другие контексты. Существует очень широкая категория профессий, в которых одни люди принимают важные решения по поводу других людей и представителям которых было бы очень полезно знать живущие в них стереотипы.