Мы завершаем осмотр экспозиции Музея Дальней авиации, расположенного на авиабазе "Дягилево" в городе Рязани. В прошлых выпусках мы познакомились со стратегическими бомбардировщиками М-4 и Ту-95К, а также с первым советским реактивным бомбардировщиком Ту-16. Сегодня предметом нашего интереса станут два типа воздушных судов, имеющие схожие индексы, но при этом являющиеся совершенно разными - речь идёт о Ту-22 и Ту-22М.
Ту-22 является, пожалуй, самой противоречивой машиной в истории отечественных военно-воздушных сил. С одной стороны он воплощал достижения науки и промышленности своего времени и имел высокие лётно-технические характеристики. С другой этот самолёт имел массу недостатков, в авариях и катастрофах были потеряны почти треть от общего числа выпущенных машин. Тем не менее, первый советский сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец Ту-22 в различных модификациях состоял на вооружении несколько десятилетий - с 1962 до середины 1990-х годов.
Одни лётчики не любил этот самолет, для других Ту-22 был как родным. Правда, и здесь мнения расходятся: кого-то в нем привлекали отличные пилотажные характеристики, а кого-то - 200-литровый бачок со спирто-водяной смесью, именовавшейся в народе "шпага".
В 1994 году экипажи, перегонявшие последние Ту-22 из Белоруссии на авиабазу "Энгельс-2" для последующей утилизации, записали уникальные видеокадры последних полётов этих самолётов.
Как заметил заслуженный летчик-испытатель СССР В.И. Цуварев, кабины летчика и штурмана "напоминали вывернутого наизнанку, иголками вовнутрь, ежа" из-за бесчисленного множества торчащих тумблеров и кнопок. "На взлете, - рассказывал Валентин Иванович, - машина вела себя как истребитель, поскольку после отрыва вертикальная скорость при нормальном полетном весе доходила до 50 м/с, а в руках чувствовалась сила. На посадке же все время приходилось придерживать штурвал из-за дополнительного пикирующего момента от двигателей".
Перейдём к следующему экспонату. Рядом с Ту-22 на музейной площадке соседствует другой самолет - Ту-22М2. Казалось бы - тот "Ту-22" и этот "Ту-22"(пусть и с приставкой М2). Почему же они выглядят совершенно разными?
Работы над проектом дальнего ракетоносца в 1965 году. На начальном этапе ОКБ Туполева вело проектирование в инициативном порядке - правительственное постановление на разработку самолета вышло лишь в конце 1967 года. Поскольку работы выполнялись "полулегально", а также, вероятно, из-за требований режимности, проект на всех уровнях декларировался, как глубокая модернизация Ту-22К. И если поначалу это более менее соответствовало действительности, то в ходе развития проекта общего у Ту-22К и получившегося самолёта осталось тактическое назначение, да бомбоотсек, способный вмещать до 12 т бомб. В первый полёт модернизированная машина отправилась 30 августа 1969 года.
Представленный в музее самолёт является модернизированной версией Ту-22М и имеет обозначение Ту-22М2. Вообще, само наименование "Ту-22М" имело гриф секретности вплоть до 1992 года - за три года до начала массового списания и утилизации Ту-22М2. При этом, в западных источниках этот самолёт имел условное наименование Ту-26.
Кто-то наверняка спросит - а что это а "обрубок" на носу у самолёта? Эта деталь имеет свою историю. В мае 1976 года на серийном Ту-22М2 был выполнен испытательный полёт на максимальную дальность с двумя дозаправками в воздухе. Достигнутая дальность полёта самолёта составила около 7000 км. Само собой, полёт был зафиксирован американскими разведывательными спутниками, и уже на следующий день факт был вынесен повестку дня переговоров в Женеве по сокращению стратегических наступательных вооружений. Несмотря на все усилия делегации СССР, американцы настояли на включении Ту-22М2 в список стратегических сил СССР и лишь после долгих и тяжёлых переговоров был достигнут компромисс - Советский Союз обязался демонтировать со всех машин штанги дозаправки и ограничить серийное производство Ту-22М тридцатью самолётами в год.
Напротив Ту-22М2 находится ещё одна модификация Ту-22М - Ту-22М3. Первая модернизированная машина этой модификации поднялась в небо 20 июня 1977 года. В новой модификации самолётабыли установлены более мощные и экономичные двигатели с электронной системой управления, изменена конструкция воздухозаборников (которые теперь располагались под углом к фюзеляжу), улучшены лётные характеристики самолёта. Также была изменена система несения боевой нагрузки - обновлённый самолёт мог одновременно нести и ракетное, и бомбовое вооружение.
В настоящее время в составе Дальней авиации и в авиации Военно-морского флота продолжается эксплуатация самолётов Ту-22М3. В ходе многолетнего развития этот самолёт приобрёл уникальные летные и тактические характеристики, что, вкупе с его высоким модернизационным потенциалом, позволяет успешное применять комплекс Ту-22М3 как на сухопутных, так и на морских театрах военных действий.
Начало обзора: М-4, Ту-95К, Ту-16
Благодарю за внимание. Если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал. Будет ещё много интересного.
#путешествия #музеи #выставки #экскурсии #дальняя авиация #авиастроение #туполев #бомбардировщик #самолет #авиация