Найти в Дзене
АвиаОбоз

Несбывшаяся мечта: каким бы мог быть российский конкурент А380

За 7 лет до старта А380 в России уже думали о большом самолете. "Сухой" КР-860 мог вместить до 1000 пассажиров. Модель самолета была представлена на Парижском авиасалоне в 1999 году. И это был последний раз, когда мир видел этого российского гиганта

Макет «KР-860 в полете». Фото: Tails Through Time
Макет «KР-860 в полете». Фото: Tails Through Time

Airbus спроектировал свой суперджамбо A380 исходя из убеждения, что будущее авиаперевозок - за моделью с крупными пересадочными узлами hub-to-hub. Компания рассматривала самолет будущего как очень вместительный, вмещающий сотни пассажиров. Boeing, с другой стороны, верил в прямые маршруты между пунктами назначения, модель, известную как point-to-point. Поэтому американский производитель сосредоточился на меньших по размеру и более экономичных самолетах, таких как В787 Dreamliner.

Эти модели сильно отличались по своей успешности. Airbus проиграл в этой битве, производство A380 в итоге было официально отменено в феврале 2019 года. Однако, хотя и ненадолго, в состязании участвовал третий конкурент. Предложенный Сухим KР-860 был усиленным российским ответом на А380. Этот самолет должен был довести модель hub-to-hub до предельных величин.

Сухой КР-860 - четырехмоторный двухэтажный широкофюзеляжный самолет был показан в 2001 году на Парижском авиашоу. Его дизайн был аналогичен Airbus A380, хотя запланированная вместимость была значительно выше. Число 860 в его названии указывало на то, сколько пассажиров готовился перевозить этот колосс. Для сравнения, четырехклассная конфигурация A380 British Airways вмещает 469 пассажиров.

KР в названии самолета обозначает «Крылья России». Самолет был разработан российской аэрокосмической компанией «Сухой», которая производит несколько видов истребителей и узкофюзеляжный SSJ100. Проектирование началось в 1997 году. В итоге самолет не был построен, но была создана модель в масштабе 1:24 для демонстрации будущей концепции.

Производство Airbus A380 официально прекращено в 2019 году. Фото: Getty Images
Производство Airbus A380 официально прекращено в 2019 году. Фото: Getty Images

Изначально было предложено три варианта:

  1. Пассажирский вариант, как показано на изображении ниже.
  2. Грузовой вариант, вмещающий вагоны/грузовые контейнеры. Это означает, что контейнеры не нужно будет разгружать.
  3. Вариант для транспортировки продуктов с нефтяных месторождений. Сжиженный газ мог использоваться как топливо для самолета.
Поперечный разрез самолета. Фото: Tails Through Time
Поперечный разрез самолета. Фото: Tails Through Time

Планируемые основные характеристики:

  • Вместимость: 860-1000 пассажиров
  • Длина: 80 м
  • Размах крыльев:
  • 88 м крылья расправлены 88 м
  • Крылья сложены 64 м
  • Площадь крыла: 700 квадратных метров
  • Максимальный взлетный вес: 650 т
  • Силовая установка: 4 × General Electric CF6-80E1A4B или 4 × Pratt& Whitney PW4168A
  • Крейсерская скорость: 1000 км/ч
  • Дальность: 15000 км

Помимо известных двигателей Pratt & Whitney и General Electric, оба из которых использовались на Airbus A330, также была возможность установки отечественных двигателей НК-93 и ПС-90 . Это был бы самый бюджетный вариант, состоящий из восьми двигателей в четырех парах.

A380 с несколькими классами обслуживания может перевозить около 550 человек, а вариант эконом-класса - до 800. У KР-860, однако, вместимость была существенно выше. В конфигурации с несколькими классами - 860 пассажиров и до 1000 пассажиров в конфигурации эконом. Предусматривалось, что нижняя палуба будет состоять из 12 кресел в ряду с тремя проходами. Такое устройство салона было бы использовано впервые для пассажирских авиаперелетов. Верхняя палуба должна была иметь более традиционную конфигурацию: 9 мест в ряду с двумя проходами.

Задний эскалатор КР-860. Фото: Tails Through Time
Задний эскалатор КР-860. Фото: Tails Through Time

Конфигурация салонов KР-860 была не единственным новаторским предложением. Для ускорения посадки и высадки большого количества пассажиров, самолет был оборудован тремя эскалаторами, встроенными в фюзеляж, которые быстро перемещали пассажиров с земли на соответствующую палубу.

Самолет имел такой большой размах крыльев, что крылья должны были складываться, чтобы безопасно подъезжать к погрузочным воротам. Такая технология может показаться знакомой, поскольку новый Boeing 777X использует похожую конструкцию. Однако степень складывания у него значительно меньше, чем предполагалась у KР-860.

Складывающееся крыло КР-860. Фото: Tails Through Time
Складывающееся крыло КР-860. Фото: Tails Through Time

Первоначально программа предполагала, что рынок сможет принять 300 таких самолетов. Как мы знаем сегодня, Airbus продал всего 290 самолетов A380 в течение всей своей программы, поэтому заявлять о том, что российский гигант сможет поставить больше, крайне нереалистично. Возможные рынки тогда виделись такими: Россия, Индия, Китай, Вьетнам и Африка. После дипломатических последствий холодной войны западные страны в то время по-прежнему с осторожностью относились к покупкам российских самолетов. И вероятно, предпочли бы все-таки самолеты Airbus или Boeing.

Стоимость программы в 2000 году оценивалась примерно в 10 миллиардов долларов. Чтобы покрыть эти расходы, Сухой обратился к Китаю и Индии с просьбой создать совместное предприятие.Это заставило российское правительство тщательнее оценить возможности финансирования самолета, применение которого в России было не гарантировано. В результате в 2001 году программа была закрыта и средства были перенаправлены на другие проекты.

Редакция уверена, что и Россия и весь мир никогда не увидели бы применения этого самолета, но это, безусловно, было бы восхитительным зрелищем.

Почему "Сухой" не построил КР-860?" Небольшой ролик на английском с русскими субтитрами

Источник: Simple Flying

Перевод: АвиаОбоз

Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу

Если не успели посмотреть