И этим автомобилем был Tatra 613, о котором слышали единицы. У многих бренд Tatra ассоциируется с полно приводными грузовыми автомобилями, хотя в истории бренда были и легковые автомобили, которые при этом были весьма харизматичны.
Tatra 613 - чехословацкий автомобиль, быстрый и шумный, с итальянским акцентом.
В 1967 году чехословацкая компания начала конструирование новой модели легкового автомобиля, при этом конструирование новой легковушки решили доверить итальянцам. Выбор пал на итальянское кузовное ателье Carrozzeria Alfredo Vignale. Но итальянцы делали новую машину не на пустом месте - им были переданы компоновочные эскизы чехословацких конструкторов, которые во много определили концепцию будущего автомобиля. К 1970 году в Италии было построено три ходовых образца Tatra 613 с разной внешней отделкой и двумя типами кузова - седан и двухдверное купе. От купе, к сожалению, в последствии отказались, а седан стали готовить к серийному производству.
Для своего времени новая Tatra выглядела элегантно и оригинально - ее сложно спутать с другим автомобилем, кроме того у кузова были хорошие аэродинамические показатели.
Двигатель располагался сзади, не за, а над задней осью, а главная передача в общем картере с коленчатым валом разместилась под ним. По сути, компоновка приблизилась к среднемоторной, что позволило достичь практически идеального распределения массы автомобиля по осям: 44% на переднюю ось и 56 % на заднюю.
Общественности Tatra 613 была впервые была представлена в 1973 году на выставке в Праге. Серийное производство началось в 1975 году.
Специфическая компоновка силового агрегата позволила разработчикам предусмотреть в передней и задней частях автомобиля обширные зоны, деформируемые при аварии, а в салоне была установлен травмобезопаснная рулевая колонка.
Автомобиль оснащался новым восьмицилиндровым V-образным двигателем с воздушным охлаждением (3 495 куб.см, 165 л.с., при 5 200 об/мин) с двумя двухкамерными карбюраторами и электронной бесконтактной системы зажигания.
Первой из чехославацких машин она получила два распределительных вала в каждой из головок двигателя с приводом от зубчатого ремня. Мощный двигатель с воздушным охлаждением во время работы издавал довольно специфический звук, особенно отчетливо слышный на заднем сиденье. Шум компенсировался отличной динамикой автомобиля. Максимальная скорость равнялась 200 км/ч, а "сотня" достигалась за 11 секунд. Для сравнения разгон до 100 км/ч у Mercedes-Benz W123 1975, с двигателем 2.7, 156 л.с., составлял 10.6 с. При этом средний расход топлива на трассе 18 л/100 км., а в городе цифра переваливала за 20 л/100 км. Tatra 613 оснащалась двумя баками и даже с учетом большого расхода, была способна преодолевать без дозаправки более 400 км., что по тем временам весьма не плохо.
Все колеса машины имели независимую подвеску: передние - типа McPherson, задние - пружинную, на косых рычагах. Рулевое управление - реечное, с гидроусилителем. Тормозные механизмы всех колес - дисковые, вентилируемые, с вакуумным усилителем.
В целом Tatra 613 можно было охарактеризовать как современный, удобный и безопасный автомобиль.
В штатную комплектацию уже тогда входили трехточечные инерционные ремни безопасности на передних сиденьях и "мягкая" приборная панель с толстым слоем пенополиуретана. Флагман чехословацкой автомобильной промышленности в базовой комплектации оснащался электрическими стеклоподъемниками, кондиционером и двумя независимыми (от системы охлаждения двигателя) бензиновыми отопителями общей мощностью 7600 Вт. Мягкие и удобные сиденья обтягивались высококачественной тканью. Пол покрывался изящными ковриками, однако внимательный взгляд мог заметить в отделке машины некоторые элементы от более дешевых автомобилей Skoda.
Интересная особенность тахометра на панели приборов Tatra 613: он был градуирован на указание оборотов двигателя X100, а не X1000, как делается в настоящее время.
В сентябре 1983 года на ярмарке в Брно показали модернизированную версию Tatra 631-2 модели 1984 года.
В1999 году, после попыток очередных модернизаций, руководство компании было вынуждено окончательно прекратить производство легковых автомобилей.
Продажи Tatra 613 на Запад начались достаточно поздно, лишь 80-х годов, но в Tatra 613 был заложен такой запас оригинальности и перспективных решений, что даже в этом возрасте автомобиль сумел заинтересовать европейского потребителя. И не просто заинтересовать, а создать определенный культ: есть фан-клубы во Франции, Германии, Великобритании.
При этом, большая часть экспортных поставок Tatra 613 приходилась на нашу страну. Первая партия автомобилей прибыла в нашу страну в 1980 году, перед московской Олимпиадой. Эти машины предназначались для Комитета государственной безопасности (КГБ), отделов милиции крупных городов и номенклатурных работников, которые переросли "Волгу", а "Чайки" и ЗИЛы еще не были положены им по рангу. Естественно, речь о продаже этих машин населению даже не велась.
В советских органах госбезопасности Tatra 613 сразу полюбили за комфорт и плавность хода.
На Tatra 613 ездил последний начальник советской внешней разведки генерал-лейтенант Леонид Шебаршин.
В 90- е годы большой парк данных автомобилей был в эксплуатации в Объединенном институте ядерных исследований (ОИЯИ г. Дубна, Московская область).
Большинство Tatra 613 было списано из ведомственных гаражей, уже после распада СССР и после снятия ограничений на реализацию машин в частную собственность, многие экземпляры сумели попасть в частные руки.
В настоящий момент на рынке не так много данных автомобилей, 3-4 единицы, со стоимостью от 300 000 до 1 500 000 рублей.
Честно признаюсь, что данная машина является давней моей мечтой.
Благодарю Вас, что Вы дочитали представленный материал до конца. Буду признателен за обратную связь и Ваши комментарии.
Подписывайтесь на канал. Обещаю качественный материал, не только про старые автомобили, но и про современные автомобили, в том числе обзоры, советы при покупке.
С уважением,
АВТОПАПА