Найти в Дзене
Журнал Рейс

Асфальтоукладчики Vögele. Дорога длиной в полтора века

Оглавление

Vögele выпускает исключительно асфальтоукладчики. Именитая немецкая компания является одним из мировых лидеров в этой отрасли, а свою историю ведет с первой половины позапрошлого века

Лошадиные подковы и железнодорожные стрелки

Последние двадцать четыре года фирма входит в состав германского концерна Wirtgen Group, специализирующегося на дорожно-строительной технике разных видов. Иными словами, Wirtgen, а, тем более, Vögele – ​узкие специалисты. Отсюда и высокое доверие дорожников к их компетенции. А начиналось все в 1836 году. Немецкая компания Joseph Vögele AG (по-русски произносится «Фёгеле») вначале  была просто кузницей на окраине Мангейма. А кузнецом (то есть «шмидтом») был Ульрих Йозеф Фёгеле, чья фамилия позже превратилась во всемирно известный бренд.

Ульрих Йозеф Фёгеле
Ульрих Йозеф Фёгеле


В доавтомобильную эпоху основной продукцией фирмы (помимо, естественно, лошадиных подков) стало железнодорожное оборудование: стрелки, маневровые лебедки, брашпили и элементы поворотных кругов. Когда по еще грунтовым дорогам и булыжным мостовым покатили первые самодвижущиеся экипажи с двигателями внутреннего сгорания, марка Vögele уже была известна и уважаема железнодорожниками не только Германии, но и других стран Европы. С ростом автопарка грянула революция в дорожном строительстве, и фирма Joseph Vögele стала одним из пионеров в производстве асфальтоукладчиков. С тех пор большинство разработок и нововведений в конструкции этих машин впервые появлялись именно у Vögele, и только потом – ​на технике прочих фирм.

Фирма Vögele – лидер среди европейских производителей стрелочных переводов
Фирма Vögele – лидер среди европейских производителей стрелочных переводов

Асфальт и бетон

Дебютную машину для укладки асфальта в Мангейме представили в 1928 году. Это был прицеп-распределитель дорожного материала, оборудованный разравнивающим механизмом. В 1935-м под маркой Vögele пошел в серию уже самоходный асфальтоукладчик. Тридцатые годы – ​времена строительства первых автомагистралей и эйфории от возрастающих, от рекорда к рекорду, скоростей.

Прицеп-распределителя 1934 года выпуска
Прицеп-распределителя 1934 года выпуска

Качество покрытия тогдашних немецких автобанов, убегающих за горизонт гладкой, как шелк, асфальтобетонной лентой, намного превышало возможности обычных «гражданских» автомобилей. Поэтому настоящую проверку новейшим дорогам общего пользования устраивали звезды авто- и мотоспорта. Например, на рейхсавтобане A5, ведущем из Франкфурта в Дармштадт, немецкий гонщик Рудольф Караччиолла на автомобиле Mercedes-Benz W125 Rekordwagen развил скорость 432 км/ч.
В послевоенные пятидесятые потребность в дорожно-строительной технике интенсивно росла. Соответственно, расширялось и основное производство компании Joseph Vögele, расположенное в том же Мангейме (земля Баден-Вюртемберг). Асфальтоукладчик HL 50 стал первой моделью с нивелиром, позволившим добиваться должного качества покрытия проще и технологичней. В 1956-м представили машину с плавающей плитой. Именно эта технология укладки применяется и поныне. Шестидесятые годы добавили в уже достаточно широкую гамму асфальтоукладчиков модели на колесном шасси, весьма удобные для переброски с объекта на объект. Также появилась система автоматического нивелирования с гидравличесим управлением, снизившая требования к квалификации оператора.

Гусеничный асфальтоукладчик HL 50 с ходовой частью и простым рулевым управлением. Рабочая ширина от 2,5 до 3,85 м
Гусеничный асфальтоукладчик HL 50 с ходовой частью и простым рулевым управлением. Рабочая ширина от 2,5 до 3,85 м

В течение следующего десятилетия пошли в серию высокопроизводительные 20-тонные машины с шириной укладки до 12,5 метра при толщине слоя до 30 см, а также модели с полностью гидростатическим приводом хода и рабочего оборудования. В 80-х на машинах Vögele появилась импульсная трамбовка, повысившая степень уплотнения асфальтобетона. Еще одно новшество – ​распределитель вяжущего материала с баком для эмульсии, позволивший укладывать более одного слоя за один проход.

SUPER 1800 SF — первый укладчик с распределителем вяжущего материала
SUPER 1800 SF — первый укладчик с распределителем вяжущего материала

В 1996 году фирма Joseph Vögele вошла в состав Wirtgen Group, специализирующейся на дорожно-строительной технике. Позже, в 2000-2014 годах к альянсу присоединились и другие профильные компании: Hamm, Kleemann, Benninghoven. В свою очередь, Wirtgen Group в 2017 году была куплена американской корпорацией Deere & Company, выпускающей спецтехнику марки John Deere.

Асфальтоукладчик KL 50 – первая машина с приемным бункером для укладываемых материалов на основе битума, гравия, щебня
Асфальтоукладчик KL 50 – первая машина с приемным бункером для укладываемых материалов на основе битума, гравия, щебня

В 2010 году производство асфальтоукладчиков Vögele перенесли из Мангейма на свежепостроенный завод в Людвигсхафене-на-Рейне (земля Рейнланд-Пфальц), оттуда машины и поступают к дилерам. Российское представительство Wirtgen Group – ​компания «Виртген-Интернациональ-Сервис» была учреждена в Москве в 1996 году.

Технические характеристики и особенности конструкции бюджетного 17-тонного асфальтоукладчика Vögele Super 1600