Многие называют легендарный четырехмоторный Boeing 747 «королевой небес». Однако было время, когда производитель также работал над укороченным вариантом с тремя двигателями. Какова же история этой необычной модели?
Boeing 747 - один из самых успешных самолетов авиапроизводителя. В феврале 2019 года исполнилось 50 лет со дня первого полета этого типа, и с тех пор компания Boeing выпустила несколько версий самолета. По данным Planespotters.net, было построено 1 561 самолет, причем последний - в начале этого месяца.
Последняя модификация, которую производит Boeing - это 747-8 и его грузовой эквивалент 747-8F. По данным SeatGuru, в трехклассной конфигурации самолеты Korean Air вмещают 368 пассажиров (314 эконом, 48 бизнес, 6 первый). Lufthansa запустила этот самолет в эксплуатацию в июне 2012 года, и её четырехклассная конфигурация вмещает 364 пассажира (244 эконом, 32 премиум-эконом, 80 бизнес, 8 первый).
Boeing 747-8 также является самым длинным самолетом в мире, он длиннее Airbus A340-600 на 1,5 м. Мы рассказывали недавно, что Boeing в настоящее время работает над двумя новыми самолетами Air Force One B747 для президента США, которые будут поставлены в 2024 году.
В настоящее время трудно представить себе Boeing 747 иначе, как четырёхдвигательного идола. Однако в 60-70-х годах Boeing рассматривал возможность создания трехмоторного варианта этого типа. Этот самолет имел по одному двигателю на крыльях с дополнительным двигателем в хвостовой части. Этот дизайн был бы похож на узкофюзеляжный Boeing 727, но намного больше.
Boeing 747 Trijet был бы значительно короче базовой модели. Его разрабатывали, чтобы составить конкуренцию широкофюзеляжным трехмоторным Lockheed L1011 и McDonnell Douglas DC-10. Предполагалось, что Boeing 747 Trijet будет иметь большие пассажировместимость и дальность полета, чем у обоих конкурентов.
Однако в итоге этот проект не удалось реализовать по двум ключевым причинам. Первой из них была инженерия, необходимая для этого нового самолета. Чтобы этот самолет был конструктивно прочным, потребовалось бы спроектировать другое крыло. Существующая конструкция крыла была рассчитана на два двигателя на каждом крыле. В конце концов, Boeing решил отказаться от этой идеи.
Вторая причина - требования к обучению пилотов. Boeing хотел добиться минимального обучения при переходе на трехмоторный вариант и пытался сохранить существующие на обычном 747 характеристики управляемости. Однако добиться этого с двумя главными двигателями на крыльях и третьим в хвостовой части оказалось сложно.
Boeing не отказался полностью от 747 trijet. Вместо продолжения его разработки с производитель создал более короткий 747 с четырьмя стандартными двигателями. Он был назван 747SP, «SP»означало «Special Performance». С начала полетов этой модели в 1976 году в компании Pan Am, Boeing построил в общей сложности 45 самолетов 747SP. По данным ресурса Planespotters.net, шесть из них до сих пор находятся в эксплуатации.
Пожалуй, самый интересный 747SP, который все еще находится в эксплуатации, известен как стратосферная обсерватория SOFIA. В этом самолете находится летающий телескоп. В задней части самолета имеется огромная дверь, которая для работы телескопа открывается во время полета. Этот аппарат, построенный в 1977 году, ранее использовался авиакомпаниями Pan Am и United Airlines, а в 1997 году его приобрело NASA. Сейчас он носит имя Clipper Lindbergh.
Трехмоторному вариант Boeing 747 в конечном итоге не удалось составить конкуренцию Lockheed L1011 и McDonnell Douglas DC10. Однако в конце 20 века McDonnell Douglas запустил трехдвигательный авиалайнер второго поколения: MD-11.
MD-11 был разработан, чтобы конкурировать с Boeing 777 и Airbus A340 и дебютировал в декабре 1990 года. Его базовая конфигурация была аналогична старому DC-10; однако он был лучше, так как имел новые двигатели. MD-11 также отличался от предшественника более длинным фюзеляжем и более широкими крыльями.
По данным Planespotters.net, McDonnell Douglas построил 200 таких машин, несколько заказов остались невыполненными. В настоящее время самолет работает только на перевозке грузов. Наблюдая, чем завершилась история пассажирского MD-11, можно сказать, что Boeing увернулся от пули, не выпустив трехдвигательный В747. Тем не менее, он, несомненно, стал бы интересным экземпляром в небе, если бы проект осуществился.
Источник: Simple Flying
Перевод: АвиаОбоз
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу
Если не успели посмотреть