Невозможно жить без хобби. Если твоим первым автомобилем был ВАЗ-2103 и ты по своей природе неравнодушен к автопрому СССР, то покупка пятой по счету «трешки» — вопрос времени. Полгода поисков, и успех — «классика» выходного дня с тремя владельцами по ПТС и родным пробегом в 84 000 км.
Сколько может стоить ухоженный классический ВАЗ? А сколько взбредет в голову владельцу, столько он и попросит. Цены на нечто, лишь отдаленно напоминающее «трешку», начинаются с бросовых 15 000 рублей. Большинство предложений укладывается в сумму в пять раз больше. Ухоженные экземпляры стоят от 100 000 и до бесконечности. Есть «трешки» за 200 000, за 400 000, и даже за миллион рублей, что в очередной раз подтверждает дикость отечественного рынка олдтаймеров. Вариантов покупки при этом немного. Всего около двух сотен предложений на страну, более половины — экземпляры до 80-го года выпуска. Реже встречается только «двойка». По остальным родственникам Fiat 124 вариантов в десятки раз больше.
Еще интереснее ситуация с запчастями. С расходниками проблем нет, тут важнее их качество. Зато редкие детали кузова и интерьера — в большой цене. Ухоженный салон оторвут с руками, а если он редкой красной расцветки, то и с ногами. Цены по «5000 за все» уже несколько лет как неактуальны, счет идет на десятки тысяч. Резина ИЯ-170 для владельцев ВАЗ-2103, собирающих автомобиль в полный оригинал, очень редкий и желанный артефакт. Найти их по 1000 рублей за штуку (а это и есть их справедливая цена) — большая удача. Стоимость комплекта может составлять от 50 000 до 120 000 рублей, а процесс покупки превращается в настоящий онлайн-аукцион.
Конкретный экземпляр 1976 года выпуска был приобретен два года назад за 200 000 рублей. С владельцами автомобилю везло. После классического дедушки, сдувавшего с него пылинки, был у «трешки» недолгий период ежедневных трудов, а потом стоянка «перекупов». Отчаявшись продать «классику» за 450 000, дельцы, скрепя сердце, снизили цену более чем вдвое и тут же нашли своего клиента.
Яркий цвет всегда был вазовской «классике» к лицу. Красная, вся в оригинале — «трешка» гордо сверкает на солнце полированными боками. Обилие хрома в правильных местах придает машинке из счастливого детства одновременно динамичность облика и внешнюю дороговизну. Особенно стильно смотрятся оригинальный патрубок выпускной системы и ромбовидные «поворотники», чья форма нарочито подчеркнута формой молдинга. Кажется, что «трешка» едет, когда она просто стоит на месте. В общем, итальянцы, эксклюзивно для ВАЗа разработавшие облик люксовой модели, постарались на славу.
Еще краше «трешка» могла быть только в кузове «универсал». Fiat предлагал ВАЗу такую версию, но в серию люксовый «сарай» так и не пошел. Свет увидели лишь три универсала ВАЗ-2103, которые в Тольятти изготовили исключительно для собственных нужд. Все остальное — плоды кустарных переделок ВАЗ-2102.
Две горизонтальные прорези под решеткой радиатора — аналогично «фартуку» «шестерки» — явный намек на поздний год выпуска. На ранних экземплярах (до 1974 года) эта деталь кузова была девственно чистой. Позже «фартук» получил характерную «терку» с множеством узких вентиляционных отверстий. А вот решетка не менялась никогда за все 12 лет выпуска. Все варианты с передком от ВАЗ-2106 — самопал. Кому-то так казалось моднее, но часто подобный рестайлинг был следствием ДТП. Во времена советского дефицита какую деталь удавалось достать, ту и ставили.
Внешний лоск «трешки» продолжается в салоне. Интерьер выгодно отличается от родственной «копейки» дизайном и оснащением. Внизу передних дверей появились сигнальные фонари, которые зажигаются при открытии. Голого металла, как в бедной родственнице, нет и в помине. Пол устлан ворсовым ковром. Серьезно поработали над шумоизоляцией: работающий двигатель почти не слышно.
На опциях не экономили. Вверху передней панели красуются стрелочные часы, есть куда пристроить радиоприемник стандарта DIN. Богато выглядит комбинация из пяти отдельных круглых приборов, где нашли свое место тахометр, указатель давления масла в двигателе, счетчик суточного пробега и сигнализатор недостаточного уровня тормозной жидкости. Переднему пассажиру выделили зеркальце на внутренней стороне солнцезащитного козырька, а гостям заднего дивана — откидной центральный подлокотник. Особой гордостью стали ремни безопасности, впервые примененные на вазовской продукции.
Не зря «трешка» первое время была самыми дорогими «Жигулями». В момент появления ВАЗ-2103 стоил 7500 рублей — на 2000 «деревянных» дороже базовой «копейки». «Царем горы» седан был недолго: последующие вазовские модели стали еще дороже. «Трешка» умеет ездить азартно — факт, доказанный профессиональными спортсменами СССР и современными дрифтерами всех мастей. В любой поворот — с нереальными кренами и улыбкой, топча напольную педаль газа (признак ранних автомобилей) и судорожно сжимая тяжеленный, отчаянно сопротивляющийся руль. Механизм переключения передач — четкий, легкий, с коротким ходом — иным современным машинам можно ставить в пример. Тормоза с вакуумным усилителем (новшество совавтопрома) по современным меркам, конечно же, «вата» и хороши только в сравнении с «копейкой».
На такой вылизанной до блеска красотке надо плыть не спеша. Простая по конструкции подвеска мягка и комфортна — едь куда хочешь, не разбирая дорог. Да, на высоких скоростях «трешка» откровенно плавает, но сейчас не об этом. Особой устойчивостью седан, как и любые другие «Жигули», не отличается — порода. Обзорность — лучше не придумаешь, сидишь, будто в аквариуме. Тонировку придумали трусы. Наличие только левого зеркала почти не проблема. Внимание в потоке — бесценно, вот и косвенное оправдание завышенных цен на вторичке. Недостатков при этом немало. На водительском сиденье, лишенном подголовников, сидишь «враскоряку» — руки и ноги согнуты чуть больше, чем хотелось бы. Из-за высокой задней панели неудобно пользоваться правильной формы багажником. Слабый свет в салоне, крохотный «бардачок» без подсветки. Из-за малого угла поворота передних колес банальный разворот в три приема превращается в увлекательную дерготню взад-вперед. Низкий поклон рулю, лишенному ГУРа, что способен заменить поход в тренажерный зал. Но кто я такой, чтобы спустя почти 45 лет придираться к мечте миллионов советских трудящихся?
«Трешка», как и вся вазовская «классика» — сплошное автомобильное противоречие. Надежность, неприхотливость и неубиваемость в этих автомобилях органично сочетается с возможностью сломаться просто от стоянки в гараже. Контакты в блоке предохранителей нужно беречь от сырости и периодически чистить. Слабое место простой по конструкции «печки» — кран, открывающий циркуляцию горячего антифриза через радиатор печки. В случае неисправности получите лужу антифриза на коврике в салоне.
Данному экземпляру с кузовом еще повезло. Список замечаний, которые планировалось устранить после покупки, был достаточно скромный — убрать очаги ржавчины по низам крыльев и водительской двери да выровнять капот. Вскрытие показало две новости. Хорошая — посторонних сварных швов не обнаружено. Плохая — крылья изрядно поедены коррозией, поэтому поврежденные участки пришлось отрезать. У водительской двери начал отгнивать нижний уголок — снова сварочные работы. А дальнейшее исследование кузова выявило пылинки на крыльях, крыше и других элементах — следы некачественной подготовки к окрасу предыдущими владельцами. В итоге автомобиль зашкурили до чистого металла и полностью перекрасили в оригинальный цвет.
Все двигатели ВАЗ-2103 — вариация базового для всего классического семейства ВАЗ мотора «копейки». Основная проблема — повышенный износ распредвала. Также эти двигатели нуждаются в регулярной (каждые 7000–10 000 км) регулировке зазоров клапанов. О необходимости этой процедуры известит громкий стук при работе мотора на холостых оборотах. Ввиду того, что цепной привод не имеет натяжителя, цепь нужно подтягивать. Среди других проблем — склонность к перегреву (в основном из-за неисправности термостата системы охлаждения) и масложор. Расход масла может доходить до 0,7 л на 1000 км. Карбюраторы требуют систематической регулировки СО и очистки. Часто двигатель дымит. Потенциальных причин немало, например, прогар поршневых колец, выход из строя сальников клапанов или износ направляющих втулок клапанов. Нередко моторы «трешек» начинают троить. Это может быть следствием неисправности системы зажигания, неправильной регулировки клапанов, неисправности ГРМ — вариантов много. Красной «трешке» эти проблемы неведомы. За два года летней эксплуатации менялись только расходники.
Безальтернативная, по сути (редкие реэкспортные версии с АКПП в расчет не берем), механическая коробка надежна. До 1993 года на «классику» ставили 4-ступенчатую МКПП, которую разрабатывал еще Fiat. Пришедшая ей на смену «пятиступка» вазовской разработки (такую можно встретить на «трешках» как результат свапа) была менее надежной. Из-за некачественных комплектующих и небрежной сборки передачи в ней начинали вылетать уже после 30 000–40 000 км пробега. Исторический договор между Минавтопромом СССР и Fiat предусматривал строительство завода и запуск в производство двух моделей — стандартного седана с универсалом, а также люксовой «четырехдверки». И если «копейка» с «двойкой» являлись по сути разновидностями Fiat-124, то с люксовым седаном все было сложнее. Итальянцы на роль донора предлагали свою модель 125, но вазовцев она не устроила. Слишком велики были конструктивные различия между ней и Fiat-124. У моделей была разная конструкция двигателей и даже другое шасси. АвтоВАЗ же в первую очередь интересовала унификация.
В итоге ВАЗ-2103 стал уникальной моделью, не имеющей прямых фиатовских аналогов. Своя внешность — нечто среднее между итальянскими моделями 124S и 125. Плюс другой салон и расширенный список оснащения. При этом унификация по кузову между «сестрицами» была максимальной — почти 80%. Внешне модели отличались только навесными панелями передней и задней части. Вся силовая структура и средняя часть были идентичны.
Естественно, скромный 1,2-литровый мотор «копейки» был люксовой «трешке» уже не по рангу. Рабочий объем двигателя, изменив хода поршня до 80 мм (диаметр поршней остался неизменным — 76 мм), нарастили до 1451 «кубика» и присвоили индекс 2103. Прирост мощности вышел довольно существенным —– с 62 до 75 л.с. Это обеспечило «располневшему» до 1030 кг седану достойную по тем временам динамику. До первой «сотни» ВАЗ-2103 разгонялся за 19 секунд, а максимальная скорость составляла 150 км/ч. Вакуумный усилитель тормозов тут был как нельзя кстати. Использовались на «трешке» и проверенные моторы на 1,2 и 1,3 литра. Самыми редкими были версии с двигателем ВАЗ-2106. Коробка в любом случае — 4-ступенчатая «механика». 3-диапазонный «автомат» General Motors появлялся на «трешке» только по инициативе западных дилеров.
Обилие нововведений породило ряд технических проблем. Были сложности с правильной наладкой вырубных штампов по производству кузовных панелей. Не сразу удалось наладить выпуск передней и задней оптики. Из-за этого на первых «трешках» встречались фары и фонари итальянского производства. Все удалось решить, и в четвертом квартале 1972 года на ВАЗе стартовал выпуск ВАЗ-2103. Производственный план даже увеличили — вместо первоначальных 500 автомобилей произвели в четыре раза больше. Из-за нехватки комплектующих первые экземпляры получили приборную панель и кресла от «единички». Но такие «гибриды» с индексом ВАЗ-2103В (В — временный) в продажу почти не попали. Они были распределены среди сотрудников АвтоВАЗа и его поставщиков.
По вазовским меркам «трешка» выпускалась не так уж и долго — с 1972 по 1984 год. С точки зрения экстерьера, если не считать легкой коррекции передней части, все 12 лет конвейерной жизни ВАЗ-2103 просуществовал практически в неизменном виде. Вплоть до снятия с производства седан считался престижным и пользовался заслуженной популярностью. Ипполит в «Иронии судьбы» ездил именно на «трешке». Премиальные позиции модели ослабило лишь появление более современного ВАЗ-2106. Всего свет увидело 1,35 миллиона ВАЗ-2103 разных модификаций.