Единственное в мире транспортное судно с атомным реактором “Севморпуть” отправляется к берегам Антарктиды. Этот рейс уникален во многих отношениях. Во-первых, для чего он понадобился - для строительства новой станции “Восток”. Это российская внутриконтинентальная научная станция была построена была в далеком 1957 г. и используется до сих пор. На станции было сделано множество научных открытий, в первую очередь - конечно открытие подземного озера Восток (названо в честь станции). Кроме того, была зафиксирована минимальная температура на Земле: -89,2° с. Понятно, что строения и оборудование давно устарели, однако строительство в Антарктиде дело непростое - помимо экстремальных температур мешает расположение станции глубоко внутри континента и на большой высоте (высота над уровнем моря 3488 м).
Для решения этой задачи немецкие специалисты спроектировали новый зимовочный комплекс. Он представляет собой несколько зданий, соединённых между собой, их общая площадь - более 1900 м. Здания приподняты над площадью ледника - это сделано для того, чтобы их не заносило снегом.
Комплекс был построен в Ленинградской области, полностью собран и сдан заказчику. Потом его разобрали на части и приготовили к транспортировке.
Доставлять такой важный объект доверили единственному в мире атомному контейнеровозу “Севморпуть”. Мощность реактора позволит пробиться сквозь тяжелые льды Южного океана - дизельное судно просто не смогло бы сделать это, а крепкий корпус ледокольного типа сможет выдержать это испытание. Из Санкт-Петербурга судно сразу отправится в Антарктиду, поскольку ядерному реактору не требуется дозаправка. Интересно еще и то, что “Севморпуть” станет первым в истории атомным судном, дошедшим до Антарктиды. Дело в том, что в 1986 г. страны участницы конвенции об Антарктиде объявили континент безъядерной зоной. Соответственно, на континенте и вблизи него не могут находиться суда с ядерной силовой установкой. Но из любого правила бывают исключения. Единственный ядерный реактор, побывавший в Антарктиде до атомохода “Севморпуть” - это мобильный реактор, работавший на американской станции “Мак-Мёрдо” с 1964 по 1972 гг. Также “Севморпуть” является единственным подходящим для этой миссии потому, что другие гражданские атомоходы - ледоколы класса “Арктика” - строились для работы исключительно в Арктике. В работе судовых механизмов для охлаждения задействована забортная вода из холодных арктических морей, а это не позволяет таким ледоколам перейти экватор, где температура воды высокая. От берега Антарктиды, куда контейнеровоз доставит груз, вглубь материка части зимовочного комплекса будут доставлять санно-гусеничные поезда, для которых по льду уже проложили трассу и предусмотрительно расставили на маршруте запасы горючего.
Лето в Антарктиде (когда на станции “Восток” температура поднимается аж до -15 С) короткое, а в зимний период работы вести не возможно, поэтому строительство займёт не один сезон. И всё же довольно скоро полярники получат новое теплое жилище со всеми возможными удобствами.
Обязательно подпишитесь на Cozy Eisbrecher, чтобы узнать больше интересных историй! Понравилась статья - не забудьте поставить лайк, не понравилась или есть что добавить - давайте обсудим в комментариях.
Мы в Telegram