Если в современной России учетом авторынка занимаются как минимум две инстанции — Автостат и АЕБ, то в советское время ничего такого не было. В этой статье я собрал самые продаваемые автомобили СССР на основе данных о производстве.
Чтобы составить рейтинг я взял статистику по производству автомобилей Лада до 1991 года. Учитывая постоянный дефицит легковых автомобилей в СССР очевидно, что все произведённые машины находили владельцев. Исключение — экспорт. Вычитаем его и получаем примерную картину рынка легковушек позднего СССР — с 1970 по 1991 годы.
1. ВАЗ-2106 — произведено 2 744 824 шт.
Вопреки ожиданиям, самой тиражной моделью СССР стала «вазовская шестерка». Хотя порядковое место модели в рейтинге все же сильно зависит о способа подсчета. Если решить, что ВАЗ-2101 и 21011 — отдельные модели, то «шестерка» — лидер нашего рейтинга. Однако, если сложить объемы производства двух схожих модификаций «копейки», то ВАЗ-2106 утратит лидерство.
Так или иначе, с 1970 по 1991 годы завод сделал 2 744 824 седана шестой модели. Интересно, что даже после развала СССР, когда уже несколько лет, как производились «пятерки» с «семерками», ВАЗ-2106 была по-прежнему в тренде. Настолько, что даже в 1993 году на «шестерку» еще была очередь.
2. ВАЗ-2101 — произведено 2 702 903 шт.
Первенец ВАЗа расположился на втором месте после «шестерки» с разницей меньше чем в 50 000 штук. Но в отличие от шестерки, производство копейки свернули в 1984 году. Значит в начале «семидесятых» единичек продавалось заметно больше «шестёрок». Потому что почти трехмиллионный результат ВАЗ-2106 это тираж автомобилей вплоть до 1991 года.
А уж если объединить результаты производства схожих между собой ВАЗ-2101 и ВАЗ-21011, то первое семейство и вовсе окажется безоговорочным лидером по объему производства и сбыта. Суммарно сделано 4 846 900 седанов.
3. ВАЗ-21011 — 2 143 997 шт.
На современном языке ВАЗ-21011 — рестайлинг «копейки». Производство модификации стартовало в 1974 и продлилось до распада Союза в 1991. То есть десять лет обновленная и дореформенная машины производились параллельно.
Внешние отличия описаны в подписи под фотографией выше, а внутри автомобиль получил более объемный мотор — 1,3 литра, против 1,2 на «копейке».
4. ВАЗ-2103 — 1 304 866 шт.
Своё люксовое позиционирование среди вазовский линейки «тройка» подтверждает тиражом. С 1972 по 1984 годы производно меньше полутора миллионов экземпляров.
По слухам к ее дизайну приложил руку центр стиля FIAT, тем более что внешне похожий автомобиль продавался в Италии и Испании под логотипами FIAT, SEAT.
За внешние штрихи покупателям «трешки» в СССР приходилось платить дорого. Цена машины была в 1,5 раза выше базовой «копейки».
5. ВАЗ-2105 — 1 230 891 шт.
Производство «пятерки» стартовало в 1980 и продлилось вплоть до развала СССР. За это время завод сделал 1,23 млн экземпляров модели. Первые два года «пятерка» была чуть не легковым флагманов завода, пока в 1982 м не появилась ВАЗ-2107.
6. ВАЗ-2102 — 896 199 шт.
Практичный универсал ВАЗ-2102 производился и расходился куда меньшими тиражами, чем седаны. А его преемник ВАЗ-2104 вообще не попал в рейтинг, оказавшись за бортом десятки. При этом производственный цикл модели за период с 1971 по 1986 годы завод сделал менее 1 000 000 штук.
7. ВАЗ-2121 — 896 199 шт.
Прорывная Нива для внутреннего рынка СССР оказалась сложновата технически и дороговата по деньгам. Советский Союз первый прародитель кроссоверов застал с 1977 по 1991 годы. Поначалу никто не делал больших ставок на внедорожник, поэтому под производство модели были выделены скромные мощности.
8. ВАЗ-2107 — 667 061 шт.
«Семерка» — более поздний люкс АвтоВАЗа. Если ВАЗ-2103 максимальная комплектация «классики» в 70-х, то ВАЗ-2107 — максималка из 80-х. Авторитет модели продержался до 1991 года, пока в Россию не повалили иномарки.
9. ВАЗ-2108 — 576 567 шт.
Свой первый переднеприводный проект вазовцы запустили в 1984. Это была вторая, по-настоящему новая модель АвтоВАЗа после Нивы за 14 лет. К разработке модели подошли серьезно. В проекте участвовали инженеры Porsche, о чем в музее АвтоВАЗа говорит даже памятная медаль от немецкого производителя.
ВАЗ-2108 удивляла владельцев ранее невиданной, для советских автолюбителей, управляемостью. Машина необычайно точно и легко следовала за рулем. При этом на фоне «классики» все советское время восьмёрка была в догоняющих с точки зрения объемов производства.
10. ВАЗ-2109 — 490 415 шт.
Задние двери в кузове восьмерки привнесли еще один эксплуатационный плюс в переднеприводный проект ВАЗа. Машина стала практичнее. Взросление девятки на рынке случилось уже после распада СССР, где новая ВАЗ-2109 успешно конкурировала с подержанными машинами из Европы.