Найти тему
Роман Харитонов

Самые производимые автомобили СССР

Оглавление

Если в современной России учетом авторынка занимаются как минимум две инстанции — Автостат и АЕБ, то в советское время ничего такого не было. В этой статье я собрал самые продаваемые автомобили СССР на основе данных о производстве.

Каждая из моделей классического семейства ВАЗа технически были схожи между собой. Однако одни были гораздо популярнее других.
Каждая из моделей классического семейства ВАЗа технически были схожи между собой. Однако одни были гораздо популярнее других.

Чтобы составить рейтинг я взял статистику по производству автомобилей Лада до 1991 года. Учитывая постоянный дефицит легковых автомобилей в СССР очевидно, что все произведённые машины находили владельцев. Исключение — экспорт. Вычитаем его и получаем примерную картину рынка легковушек позднего СССР — с 1970 по 1991 годы.

Официальная инфографика от АвтоВАЗа по размеру экспорта .
Официальная инфографика от АвтоВАЗа по размеру экспорта .

1. ВАЗ-2106 — произведено 2 744 824 шт.

В основном все цветные фото автомобилей LADA советского времени — их зарубежная реклама. Судя по номерам эта машина с финского рынка.
В основном все цветные фото автомобилей LADA советского времени — их зарубежная реклама. Судя по номерам эта машина с финского рынка.

Вопреки ожиданиям, самой тиражной моделью СССР стала «вазовская шестерка». Хотя порядковое место модели в рейтинге все же сильно зависит о способа подсчета. Если решить, что ВАЗ-2101 и 21011 — отдельные модели, то «шестерка» —  лидер нашего рейтинга. Однако, если сложить объемы производства двух схожих модификаций «копейки», то ВАЗ-2106 утратит лидерство.

Так или иначе, с 1970 по 1991 годы завод сделал 2 744 824 седана шестой модели. Интересно, что даже после развала СССР, когда уже несколько лет, как производились «пятерки» с «семерками», ВАЗ-2106 была по-прежнему в тренде. Настолько, что даже в 1993 году на «шестерку» еще была очередь.

2. ВАЗ-2101 — произведено 2 702 903 шт.

Советские граждане на этом фото выше среднего по достатку и точно имеют связи.
Советские граждане на этом фото выше среднего по достатку и точно имеют связи.

Первенец ВАЗа расположился на втором месте после «шестерки» с разницей меньше чем в 50 000 штук. Но в отличие от шестерки, производство копейки свернули в 1984 году. Значит в начале «семидесятых» единичек продавалось заметно больше «шестёрок». Потому что почти трехмиллионный результат ВАЗ-2106 это тираж автомобилей вплоть до 1991 года.

А уж если объединить результаты производства схожих между собой ВАЗ-2101 и ВАЗ-21011, то первое семейство и вовсе окажется безоговорочным лидером по объему производства и сбыта. Суммарно сделано 4 846 900 седанов.

3. ВАЗ-21011 — 2 143 997 шт.

В советские времена и даже в конце 90-х почти все знали, чем ВАЗ-2101 отличается от ВАЗ-21011. У последней не было поперечных ребер на бампере и хромированного молдинга на боковинах. Зато был воздуховод в задней стойке. Еще появились вентиляционные отверстия в передней части кузова и изменилась передняя и задняя оптика.
В советские времена и даже в конце 90-х почти все знали, чем ВАЗ-2101 отличается от ВАЗ-21011. У последней не было поперечных ребер на бампере и хромированного молдинга на боковинах. Зато был воздуховод в задней стойке. Еще появились вентиляционные отверстия в передней части кузова и изменилась передняя и задняя оптика.

На современном языке ВАЗ-21011 — рестайлинг «копейки». Производство модификации стартовало в 1974 и продлилось до распада Союза в 1991. То есть десять лет обновленная и дореформенная машины производились параллельно.

Внешние отличия описаны в подписи под фотографией выше, а внутри автомобиль получил более объемный мотор — 1,3 литра, против 1,2 на «копейке».

4. ВАЗ-2103 — 1 304 866 шт.

К внешности ВАЗ-2103 приложили руку в центре стиля FIAT. «Тройка» в и правду выглядит куда изысканнее «копейки».
К внешности ВАЗ-2103 приложили руку в центре стиля FIAT. «Тройка» в и правду выглядит куда изысканнее «копейки».

Своё люксовое позиционирование среди вазовский линейки «тройка» подтверждает тиражом. С 1972 по 1984 годы производно меньше полутора миллионов экземпляров.

По слухам к ее дизайну приложил руку центр стиля FIAT, тем более что внешне похожий автомобиль продавался в Италии и Испании под логотипами FIAT, SEAT.

За внешние штрихи покупателям «трешки» в СССР приходилось платить дорого. Цена машины была в 1,5 раза выше базовой «копейки».

5. ВАЗ-2105 — 1 230 891 шт.

«Пятерка» была престижным автомобилем вплоть до 1991 года.
«Пятерка» была престижным автомобилем вплоть до 1991 года.

Производство «пятерки» стартовало в 1980 и продлилось вплоть до развала СССР. За это время завод сделал 1,23 млн экземпляров модели. Первые два года «пятерка» была чуть не легковым флагманов завода, пока в 1982 м не появилась ВАЗ-2107.

6. ВАЗ-2102 — 896 199 шт.

В идеологии СССР считалось, что универсал провоцирует граждан на незаконные подработки, поэтому в частные руки попадало мало машин, чаще их распределяли на предприятия.
В идеологии СССР считалось, что универсал провоцирует граждан на незаконные подработки, поэтому в частные руки попадало мало машин, чаще их распределяли на предприятия.

Практичный универсал ВАЗ-2102 производился и расходился куда меньшими тиражами, чем седаны. А его преемник ВАЗ-2104 вообще не попал в рейтинг, оказавшись за бортом десятки. При этом производственный цикл модели за период с 1971 по 1986 годы завод сделал менее 1 000 000 штук.

7. ВАЗ-2121 — 896 199 шт.

ВАЗ-2121 определенно самая известная модель Лады в мире.
ВАЗ-2121 определенно самая известная модель Лады в мире.

Прорывная Нива для внутреннего рынка СССР оказалась сложновата технически и дороговата по деньгам. Советский Союз первый прародитель кроссоверов застал с 1977 по 1991 годы. Поначалу никто не делал больших ставок на внедорожник, поэтому под производство модели были выделены скромные мощности.

8. ВАЗ-2107 — 667 061 шт.

Интересно, как этот ВАЗ-2107 выбирался из сугроба после рекламной съемки.
Интересно, как этот ВАЗ-2107 выбирался из сугроба после рекламной съемки.

«Семерка» — более поздний люкс АвтоВАЗа. Если ВАЗ-2103 максимальная комплектация «классики» в 70-х, то ВАЗ-2107 — максималка из 80-х. Авторитет модели продержался до 1991 года, пока в Россию не повалили иномарки.

9. ВАЗ-2108 — 576 567 шт.

Дебют восьмерки начал новый период в истории АвтоВАЗа.
Дебют восьмерки начал новый период в истории АвтоВАЗа.

Свой первый переднеприводный проект вазовцы запустили в 1984. Это была вторая, по-настоящему новая модель АвтоВАЗа после Нивы за 14 лет. К разработке модели подошли серьезно. В проекте участвовали инженеры Porsche, о чем в музее АвтоВАЗа говорит даже памятная медаль от немецкого производителя.

ВАЗ-2108 удивляла владельцев ранее невиданной, для советских автолюбителей, управляемостью. Машина необычайно точно и легко следовала за рулем. При этом на фоне «классики» все советское время восьмёрка была в догоняющих с точки зрения объемов производства.

10. ВАЗ-2109 — 490 415 шт.

ВАЗ-2109 времен СССР это версия с мотором 1,3, коротким крылом и низкой панелью.
ВАЗ-2109 времен СССР это версия с мотором 1,3, коротким крылом и низкой панелью.

Задние двери в кузове восьмерки привнесли еще один эксплуатационный плюс в переднеприводный проект ВАЗа. Машина стала практичнее. Взросление девятки на рынке случилось уже после распада СССР, где новая ВАЗ-2109 успешно конкурировала с подержанными машинами из Европы.

Авто
5,66 млн интересуются